Коллективная монография «Москвоведение 3.0: региональный компонент в образовательном пространстве столицы» посвящена возможностям и перспективам реализации москвоведения в рамках гуманитарных дисциплин среднего общего и высшего образования. Авторы предлагают направления и формы внедрения москвоведения как региональной комплексной программы, каталог учебных ресурсов с материалами, которые могут быть использованы в образовательной и воспитательной работе московскими педагогами. Книга адресована педагогам, методистам, аспирантам и всем, интресующимся историей и современностью Москвы.
Научное издание о москвоведении — это один из важных этапов в системных исследованиях, проводимых исследователями института гуманитарных наук. Коллективный труд не только раскрывает историю этого уникального предмета, ставит вопросы о целесообразности его изучения и его наличия в школьных программах, учебниках по истории и методической литературе. Мы предлагаем электронные базы полнотекстовых материалов и визуального контента по москвоведению и конкретные методические рекомендации и подходы к преподаванию регионального компонента в школе и вузе. Особо ценными для нас стали помощь внешних экспертов и поддержка Московской городской Думы. — Виктор Кириллов, директор института гуманитарных наук.
Из введения:
В настоящее время краеведение Москвы по-прежнему является одним из приоритетных направлений учебной работы и научно-исследовательской деятельности Московского городского педагогического университета. В нем разработаны программы базовых и вариативных дисциплин, дополнительного образования, элективных курсов с целью изучения истории власти и управления, экономики, социального устройства и культуры современного города. В социокультурных и профильных практиках, реализуемых в архивах, музеях, школах города, формируются и закрепляются необходимые профессиональные компетенции обучающихся. Мотивацию к преподаванию элементов москвоведения в будущей профессиональной деятельности студенты получают в конкурсах научно-просветительских и научно-исследовательских проектов, молодежных фестивалях и форумах, связанных с московской тематикой. Одним из видов метапредметной учебной деятельности студентов университета стали традиционные конкурсы проектов, направленные на изучение и популяризацию историко-культурного наследия Москвы.
В учебных программах педагогических вузов Москвы прослеживаются как все традиционные направления москвоведения — историческое, географическое, литературное, так и новые — урбанистика, регионоведение. Москвоведение является в настоящем той востребованной метапредметной областью знания, которая интегрирует накопленный научный ресурс и направляет его на воспитание школьников и студентов, способствует бережному отношению к историческим традициям города, достижениям его жителей, его архитектурной и социокультурной среде.
В рамках данной монографии также предлагается обратить особое внимание на включение москвоведческого компонента в дисциплины, которые в не меньшей, а часто и в большей степени способствуют формированию личности и мировоззрения обучающихся, но нередко оказываются за рамками инициатив, направленных на формирование гражданской позиции и патриотизма, — на русский язык и литературу. Мышление современного человека — это, в первую очередь, языковое мышление. Родной язык формирует картину мира человека и предоставляет ему инструменты для аналитических действий. Сохранение и развитие государственного языка обеспечивает целостность государства и осознание гражданином своей национально-культурной и социокультурной идентичности. В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы курс русского языка в школе и вузе не воспринимался как прикладная и второстепенная дисциплина. Значение же русской литературы для формирования русского национального сознания и национальной идентичности переоценить невозможно. Недаром русских называют литературоцентричной нацией. Именно русская литература ретранслирует национальную систему ценностей и обеспечивает преемственность миропонимания и отношения к действительности носителей русского языка.
Все эти факторы обеспечивают наличие устойчивых возможностей и необходимость включения патриотического, гражданского, а следовательно, и москвоведческого компонента в систему преподавания русского языка и литературы и, что еще более важно, в систему подготовки педагогических кадров учителей-словесников. Москва — сердце русской истории и культуры, она породила десятки великих русских писателей, занимает огромное место в русской литературе. Осмысление и актуализация московедческих знаний при изучении русского языка и литературы способствует развитию осознанности и включенности обучающихся в жизнь города, стиранию грани между школьным знанием и реальным миром, повышению мотивации к обучению в целом и формированию активной жизненной позиции гражданина и горожанина.
Таким образом, предлагаемые коллективом авторов аналитические и методические материалы, не занимая дополнительного учебного времени у обучающихся старшей средней и высшей школы, содержат эффективные приемы реализации москвоведческой проблематики в рамках существующих или начинающих реализовываться учебных курсов. Необходимость же изучения москвоведения в образовательных учреждениях Москвы и Московской области не вызывает сомнения. Ведь москвоведение — не только история и культура региона. Это еще и социализация школьников и студентов в мегаполисе, навыки пользования его богатыми культурными и социальными ресурсами, умение эффективно взаимодействовать друг с другом и с властью ради собственного благополучия, процветания города, области и страны.
Расширение учебной аудитории, включение новых предметов знания, внимание к современным источникам информации, обращение к цифровым ресурсам, интеграция москвоведения в существующие учебные дисциплины — этот комплекс новаций позволяет нам считать, что мы предлагаем педагогической общественности столичного региона новую концепцию комплекса знаний о Москве — москвоведение 3.0.
Авторами монографии проанализированы возможности и перспективы реализации москвоведения в рамках гуманитарных дисциплин среднего общего и высшего образования, проведен мониторинг мнений экспертов по этому вопросу, выявлены существующие образовательные и культурно-просветительские практики, определены направления и формы внедрения москвоведения как региональной комплексной программы, составлен каталог учебных ресурсов, содержащих полноценные материалы о российском обществе, современной Москве, которые могут быть использованы в образовательной и воспитательной работе московскими педагогами.