Top.Mail.Ru

Учителя и цифра: результаты опроса педагогов России

В январе 2021 года интернет-издание «Мел» провело исследование, посвященное использованию цифровых инструментов педагогами. В разработке анкеты приняли участие сотрудники Института системных проектов МГПУ.

Авторы опроса хотели узнать:

  • Что изменилось после карантина?
  • Как использование «цифры» соотносится с дидактическими целями?
  • Какие методические потребности учителей еще нуждаются в цифровых технологиях?
  • Как востребованность цифровых технологий связано с предметом и возрастом учеников, с географическим расположением?
  • Какая помощь нужна учителям в освоении цифровых инструментов? Видят ли учителя ценность в такой помощи? Готовы ли за нее платить?

Инициатива вызвала большой отклик: 13 674 человека приступили к опросу, а 9429 прошли его до конца. Перед опросом его авторы провели глубинные интервью со школьными учителями и методистами, что помогло подготовке анкеты. Кто же участвовал в опросе? Преимущественно это учителя со стажем, педагоги государственных школ, преподаватели гуманитарных дисциплин. Чаще всего — это жители мегаполисов (в городах-миллионниках проживает 36% опрошенных, в крупных городах — 23%, в средних и малых городах — 22%, а в сельской местности — только 19%).

Цифровые инструменты, которыми учителя чаще всего используются — сервисы для опросов и демонстрации видео. В топ-5 также входят: платформа с дидактическими материалами, сервис для хранения файлов и платформа для проведения видеоурока. Две трети учителей используют в своей работе платформы с автоматической проверкой заданий. Регулярно это делает 20%, а периодически — почти половина (49%). Сервисы для демонстрации видео используют почти все учителя, но чаще остальных — биологи и химики (63%), а также педагоги начальной школы (62%). Платформы с дидактическим материалом популярнее всего в городах-миллионниках. Однако в использовании видеоуроков и презентаций регионы мало отличаются от Москвы и Петербурга.

На вопрос «Каких цифровых инструментов вам не хватает для работы?» учителя ответили, что основная проблема для них — оснащение школ. Учителям в школах не хватает самых разных устройств: электронных досок, проекторов, компьютеров, ноутбуков, необходимых программ — и просто доступа в интернет. «В школе всего четыре кабинета имеет электронную доску и проектор, и то в начальных классах. Интернета в классе нет, один ноутбук в классе. У детей нет компьютеров и интернета ни дома ни в классе», — так говорят учителя. Они также отмечают, что нужна помощь в освоении цифровых инструментов. Самый большой запрос учителей — программы обучения: они нужны более 55% участников опроса. Причем педагогам нужны не только вебинары или краткие видеопособия для обучения работе на разных платформах, но и индивидуальные консультации и очные занятия с разбором ошибок и сложностей.

Подробнее читайте здесь.

Полную презентацию результатов исследования «Мела» можно найти по ссылке.



Анонсирована программа XIII ежегодной конференция ЕАОКО


26 ноября 2024 г.


В программе — пленарные сессии, круглые столы и секции с участием российских исследователей образования, а также зарубежных экспертов

В МГПУ рассказали о профессии инструктора-проводника для 400 школьников


26 ноября 2024 г.


Насыщенная программа, состоящая из мастер-классов, туристических игр и лекций от знаменитых путешественников, погрузила учащихся в мир туризма