Буллинг в образовании — серьезная проблема, которая затрагивает не только школьников, но и учителей. Буквально каждый месяц в российских СМИ разгораются новые скандалы: видеоролики, на которых запечатлены вышедшие из себя педагоги, из уст которых звучат явно непедагогические фразы, лишь больше подкрепляют представления родителей о том, что школа из места уважительного и содержательного общения уже давно превратилась в арену для травли.
Вот только многие забывают, что у медали всегда две стороны, и столь ужасающие видеозаписи фиксируют далеко не весь конфликт, а лишь его часть. Что было до того, как педагог вышел из себя? Не была ли его реакция ответом на провокацию или агрессию со стороны ученика? Созданы ли в школе условия, которые могут защитить педагога от профессионального выгорания? Эти и другие вопросы часто, увы, остаются без ответа. Примечательно, что чем громче с экранов телевизоров и страниц газет звучат слова о защите учеников, тем активнее дети «качают» свои права: они привыкают к своей безнаказанности и берут за основу мысль — за агрессию в адрес учителя им ничего не будет, а буллинг становится своеобразной пробой границ и выяснением, кто здесь главный.
Такой перекос призваны исправить поправки в Федеральный закон «Об образовании в РФ», принятые в декабре 2023 года. Отныне туда включены положения, закрепляющие право учителя на «уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности». Вот только смогут ли они на деле изменить что-то в отношениях «учитель — ученик»? Смогут ли разрушить стереотип, что в случившемся всегда виноват исключительно педагог, а ученик — лишь жертва? Станут ли педагоги более защищены от агрессии и буллинга со стороны школьников?
Своими мыслями по этому поводу поделились сотрудники лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ «Российской газете».
- «Применение к школьнику мер дисциплинарного характера возможно только после доказательства его вины, а его противоправные действия в отношении учителя скорее всего не фиксировались и будут трудно доказуемыми. В российских школах должны появиться специальные комиссии, которые будут заниматься защитой авторитета педагогов. Если проблема травли педагогов начнет носить массовый характер, потребуются системные действия по совершенствованию законодательства» (Григорий Гурин).
- «Буллинг — всегда свидетельство нездоровья общей коммуникативной ситуации в отдельной группе или организации в целом. Дело не в конкретном учителе или ребенке, а в том, что вся система очень больна. <…> Учителей критично мало учат практическим техникам, связанным с коммуникацией и эмоциями. Как распознать манипуляцию? Как на нее реагировать? Как управлять гневом и знать, в какой момент и в связи с чем ты можешь „слететь с катушек“, а слететь с них может каждый? Во всем этом обязательно должны практиковаться любые специалисты, которые работают с людьми, а тем более учителя» (Анастасия Белолуцкая).
Действительно, работа педагога — тяжелый труд. Находясь часто в подавленной и зависимой ситуации, измотанные контролем и неуважительным отношением со стороны начальства к личным границам, времени, силам и достоинству, педагоги переживают весь спектр опустошающих их эмоций. И единственная возможность для педагогов сохранить любовь к своей работе и школе — научиться вовремя отслеживать возникающие обиду, агрессию, грусть и усталость и находить экологичные способы их проживания. На портале PRIZMA подробно рассказано о каждой негативной эмоции, с которой, впрочем, встречаются не только педагоги, но и каждый из нас, а также разобрали способы работы с ними.
Чтобы защитить педагогов от буллинга, важно говорить об этом проблеме также громко, как и о защите школьников. Только в таком случае школа будет безопасной и поддерживающей образовательной средой для всех.
Фото: МГПУ
Источник: Российская газета