Top.Mail.Ru

Ученые МГПУ выяснили, как связан детский опыт и экотревога

Экотревога — психологический феномен XXI века, при котором человек испытывает негативные эмоции в связи с состоянием окружающей среды. Откуда она берется? Кто ей подвержен и как ее преодолеть? Исследователи МГПУ обнаружили интересную связь между тревогой за экологию, которую испытывает человек, и его биографическим опытом — выводами они поделились в статье «Феноменологическое исследование переживаний горожан в связи с экологическими темами» («Сибирский психологический журнал», 2023, № 89).

Авторы статьи — сотрудники лаборатории городского благополучия и здоровья НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Елена Нехорошева и Дарья Касаткина — пишут: «Биографический опыт задает эмоциональный фон и мировоззрение, что, в свою очередь, влияет на восприятие актуальных ситуаций и позицию человека в ней». При этом ученые подчеркивают, что в настоящее время работ, исследующих взаимосвязь биографического опыта и мировоззрения с актуальными переживаниями экотревоги и поведением в экоситуациях, практически нет. Остановив внимание на этой еще не до конца изученной стороне вопроса, эксперты МГПУ пригласили поучаствовать в исследовании людей с реальным опытом переживания экологических проблем.

Так как же воспринимают окружающую среду те, кто когда-либо сталкивался с экологическим травматическим событием? Например:

  • они чаще других замечают проблему и пытаются найти ее решение: «…большинство людей вообще не задумываются об этих проблемах. Я ношусь с этой зажигалкой и думаю, куда же ее девать? Но большинство людей вообще не даже не подумает об этом».
  • они тем интенсивнее воспринимают проблему, чем ярче способы ее освещения в СМИ: «Когда тебе показывают мертвую черепаху там с пластиком во всех возможных отверстиях — вот это было травмирующе…».
  • критикуют действия людей: «Иногда такое ощущение, что люди не понимают, чего делать. Вроде бы они звучат, как настоящие защитники природы, но на самом деле одобряют решения, условно, защищают тех, кто строит дорогу».
  • эмоционально связаны с природой: «…жалко деревья, больше даже жалко живое, а не какой-то там социальной справедливости, которой в принципе нет… даже если я птичку вижу мертвую на дороге, мне ее жалко».

Признание наличия проблем и сопутствующие тревога и стресс — вот что объединяет ответы всех участников исследования.

Отдельный блок вопросов исследования посвящен биографическому опыту респондентов и основе их мировоззрения в связи с экологической повесткой. Так, участники рассказали о детском шоковом опыте столкновения с катастрофой или страданием, личной нагруженности вне тем экологии (тревожности, проблемах в отношениях, самооценке), нормах и правилах семьи, которые сформировали их взгляды, а также ценностях, которые передали значимые взрослые.

Как же весь этот бэкграунд уживается с их нынешними стратегиями поведения? Как они реагируют на экологические проблемы, с которыми встречаются в реальной жизни? «Мы выделили два основных способа поведения респондентов в связи с экологической повесткой: спонтанные действия под влиянием чувств и осознанные действия, побуждаемые принятым решением», — пишут авторы статьи.

Ниже приведены два ответа респондентов, в которых отражено спонтанное и осознанное действие:

"…стараюсь ли я сортировать мусор дома? Нет, но, если я иду выбрасывать мусор, я смотрю, в какой бачок я что бросаю. Я чувствую, что я не готов, не хочу и мне это неинтересно, потому что… проблема шире…«

«Я думаю о том, что могу делать сейчас, в данных конкретных ситуациях. И я для себя выбираю, я продолжаю сортировать мусор. Я стараюсь меньше его производить и, соответственно, перерабатывать, если он появляется»

Елена Нехорошева и Дарья Касаткина заметили, что при осознанных действиях участники исследования больше рассказывали про то, как они осмысляли ситуацию, вели с собой внутренний диалог и к какому решению пришли: «Тревога, грусть и раздражение могли сохраняться как фон, но не опустошали респондентов и не блокировали их деятельность». В то время как спонтанные действия без позиции сопровождались большим стрессом, стремлением вырваться из ситуации, решить ее как можно быстрее, «их основная цель — уменьшить негативные переживания», — утверждают ученые.

В отношениях с окружающей средой человек может испытывать разные чувства. Проанализировав паттерны восприятия и осмысления человеком экологических проблем, ученые МГПУ на примерах конкретных цитат респондентов смогли показать различия между проявлениями спонтанного и осознанного поведения человека, испытывающего тревогу за экологию. Тем самым, частично приблизившись к ответу на вопрос «Как же преодолеть экотревогу?».

Статья доступна к прочтению по ссылке (стр. 134−151).

Фото: Freepik



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»