Ученики психолого-педагогических классов посетили очередную встречу проекта «Беседа с мастером: диалог поколений». О профессиональном пути в сфере образования им рассказала Варвара Лаврентьева — победитель Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России — 2020», кандидат психологических наук.
Встреча, приуроченная к Международному дню психолога, прошла в Институте психологии и комплексной реабилитации МГПУ. Участники посвятили разговор профориентации в сфере образования и психологии, вопросам взаимодействия педагогов с учениками и воспитанниками, личностным и профессиональным качествам специалиста.
Варвара Лаврентьева рассказала, как выбрала профессию психолога. На ее самоопределение повлиял личный опыт. Испытывая трудности в общении со сверстниками, она стала посещать психологические тренинги, которые помогли ей не только решить проблему, но и выбрать специальность.
«Я увидела, что инструменты психологии реальны, они работают. Они сработали со мной. Мне очень понравилось это. В тот момент я и загорелась идеей стать психологом», — поделилась Варвара Алексеевна.
Спикер рассказала о возможностях для самореализации, доступных педагогу-психологу в его работе со школьниками, о качествах, которыми должен обладать специалист, а также о содержании профессионального стандарта педагога-психолога. Отдельный разговор посвятили вопросам выбора профессии и направления работы внутри специальности.
«Например, вы прошли какой-то тест и сами себе подтвердили: это про меня, этот тест правда отражает меня и мои знания обо мне. Но при этом стоит обратить внимание на момент, когда произошло удивление. Чему вы действительно удивились, пройдя этот тест или какой-то практикум, познакомившись с профессией? Если вы вдруг увидели в себе неожиданную сторону, стоит задуматься, что можно еще сделать, чтобы выявить это и проявить себя в этом. Когда мы говорим о профессиональных профилях, нужно помнить, что далеко не все великие профессионалы своего дела становились успешными и уважаемыми людьми именно в той области, к которой они тяготели в силу своих способностей и природных данных, задатков. Очень часто люди добивались успеха в тех областях, в которых им было сложно и приходилось прикладывать усилия, чтобы освоить новые навыки», — подчеркнула психолог.
Также педагог-психолог рассказала о своем опыте участия в конкурсах профессионального мастерства «Педагоги года Москвы» и «Педагог-психолог России».
«Самый сложный момент для меня был, когда я узнала, что прошла в финал, потому что я подумала: „А что я еще могу показать? Я уже все показала на предыдущем этапе“. Одним из этапов городского конкурса был очный мастер-класс, и у меня не было ни единой идеи для него. Найти ее было сложно, и я нашла ее в своих институтских конспектах с первого курса», — рассказала Варвара Алексеевна.
В конце спикер поделилась своими взглядами на проблему профессионального выгорания. По ее мнению, ключевое в профилактике выгорания — разнообразие ролей в профессии.
«Сложные периоды бывают у всех, но это не всегда выгорание. Когда-то меньше энергии, когда-то объективно нет сил. Но, например, работа психолога в школе тем и хороша, что можно заниматься разными видами деятельности. Конечно, есть график работы, определенные правила, структуры, есть встречи, которые нельзя перенести. Но все равно есть моменты, когда можно сделать что-то более легкое, и это поддержит, поможет сохранить энергию и ресурсы на другое», — отметила Варвара Лаврентьева.
Источник: Вести образования
Фото: ИРПО МГПУ