Продолжаем рассказывать о прошедшей в МГПУ конференции «Наука глазами детей». Юрий Хомутов, ученик школы № 1394, выступил с проектом «Мир фракталов через рекурсивные алгоритмы» и провел мастер-класс по созданию фракталов для всех желающих.
Фрактал — это математическая фигура, определенная часть которой повторяется снова и снова, изменяясь в размерах. Фрактал обладает свойством самоподобия [1].
— Юрий, на чем Вы решили сделать упор в своем проекте? Как фракталы могут помочь нам?
— Фракталы часто используют в создании декораций, в графическом дизайне. Они рассчитываются по формулам. Вместо того, чтобы рисовать какое-то растение, можно поставить определенный коэффициент в один из фракталов в компьютерной программе, и мы получим готовое растение.
— Человек, который пользуется фракталами, должен разбираться в математике? Или даже новичок может работать с программой?
— Даже новичок может разобраться, если сделать понятный интерфейс программы. Но если надо написать приложение с нуля, то понадобятся базовые знания в программировании и геометрии. Например, пользуясь фракталом «Папоротник», нужно понимать, как рассчитать новую точку и изобразить, перенести ее на экран.
— С чего началось Ваше увлечение фракталами?
— Изначально мне просто было любопытно. Я нашел программы по четырем отдельным фракталам. После подробного изучения я захотел объединить фракталы в одну программу. Такая идея понравилась учителю, и было решено воплотить ее в жизнь.
— Кому это может быть интересно?
— Например, фракталы могут быть интересны дизайнерам. И детям: на моем мастер-классе некоторые ребята поработали в программе.
— Участвовали ли Вы в подобных конференциях раньше?
— Это не первая моя конференция. С этим проектом я выступал и в своей школе, и в других.
— Как Вы думаете, в чем ценность таких конференций?
— Можно рассказать о своем проекте. Это был хороший опыт для меня: при подготовке я получил необходимые навыки в программировании. Также и другие участники конференции смогли многое узнать, проводя свои исследования. Каждый проект несет частичку знания.
— Кем Вы хотите стать в будущем?
— На данный момент я вижу себя программистом. Как я понял, эта профессия будет востребована. Я видел в атласе профессий, что в будущем появятся смешанные профессии: программист и врач, программист и биолог и другие. В основном в них будут применяться знания в области компьютерных технологий.
Беседовала Полина Макаренко.
1 Бабкин А.А. Изучение элементов фрактальной геометрии как средство интеграции знаний по математике и информатике в учебном процессе педколледжа: дис. … канд. пед. наук. — Ярославль, 2007. — 167 с.