В Институте специального образования и психологии стало доброй традицией приглашать родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, на свои курсы повышения квалификации, мастер-классы и семинары.
Вот и в этот раз, 29 апреля 2021 года много родителей присоединились к мастер-классу, проводимому д.п.н., профессором кафедры логопедии Еленой Анатольевной Екжановой в системе Teams.
Мастер — класс был посвящен проблеме межведомственного и междисциплинарного подхода в обучении, воспитании и сопровождении «особого детства». В целом период начальной школы специалистами и родителями, практически, освоен. Важно не ослаблять общее взаимодействие всех специалистов помогающих профессий с семьей, добиться четкого выполнения функционала школьного психолого-педагогического консилиума, попытаться перестроить организацию учебно-воспитательного процесса в интересах индивидуального развития ребенка, причем не только с ОВЗ, но и нормативным темпом развития.
Сейчас и специалистов, и родителей волнует период старшего подростничества у детей с ОВЗ. Здесь важно задуматься о дальнейших перспективах обучения и воспитания ребенка, постараться найти ему достойную социальную нишу для профессиональной состоятельности и личностного роста. И вот тут на помощь родителям и специалистам приходит межведомственный подход, интенсивно функционирующий на муниципальном уровне.
Именно рядом с домом для ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида должна быть создана открытая, безбарьерная, реабилитационная и развивающая среда. Полезна она будет и для обычных старшеклассников, не стремящихся к получению высшего образования, готовых рассмотреть свое дальнейшее образование в условиях профтехучилища или колледжа.
В наших столицах данную проблему, из-за их особого федерального статуса, решают городские власти, а вот в регионах данный вопрос под силу решить местным сообществам, и, в частности, муниципальным депутатам. Именно они в состоянии выстроить сеть взаимодействия таких средних специальных заведений с предприятиями малого бизнеса, размещенными в районе, с социально ориентированными НКО, учреждениями департаментов культуры, досуга и спорта.
В советский период времени каждое крупное предприятие имело свои ПТУ и колледжи, и во многих из них были специальные группы для с ОВЗ. Этот путь еще не исчерпал себя. И сейчас в отечественном законодательстве предусмотрены налоговые льготы для тех предприятий, которые открывают рабочие места для лиц с инвалидностью.
Следовательно, необходимо вести поиск возможностей для целевого обучения и трудоустройства детей с ОВЗ на этапе их взросления. Однако важно иметь в виду, что вопросы воспитания этих детей не снимаются с повестки дня. Они становятся еще более острыми. Именно слово родителя и педагога должно стать путеводной звездой для взрослеющего ребенка. С детьми надо разговаривать, доверительно и открыто, пояснять им те аспекты общественной жизни и поведения окружающих, которые им непонятны.
Особая область — это сексуальное воспитание. Необходимо формировать правильные формы общения юношей и девушек. Родители могут в сложных случаях привлекать для разрешения возникающих проблем врачей и узких специалистов. Вовлечение «особого ребенка» в спортивную жизнь также способствует купированию юношеской гиперсексуальности.
В целом формирование четких перспектив карьерного и личностного роста для лиц с ОВЗ имеет колоссальное реабилитационное значение.
Ослабляет оно и эмоциональную нагрузку в родительской среде. Кроме того, эта деятельность сплачивает родителей и приводит к тому, что родители начинают совместными усилиями отстаивать права собственных детей, создают родительские ассоциации и социально ориентированные НКО.
Общение в ходе мастер-класса Е.А.Екжановой вызвало большой интерес, сопровождалось обсуждением конкретных случаев и жизненных ситуаций. Поднятые темы актуальны и будут обсуждаться в дальнейшем.