Top.Mail.Ru

Тьюторская модель организации образования

О тьюторинге как о новом типе педагогической деятельности на Летней школе преподавателя рассказали Татьяна Ковалева, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, и научный сотрудник лаборатории Андрей Теров. Онлайн-класс экспертов МГПУ прошел в четвертый день работы Летней школы, темой которого стала организация и оформление процесса обучения.

В европейской системе образования тьюторы существуют довольно давно, а в нашей стране этот термин по большей части ассоциируется с помощником педагога, который помогает особым детям в начальной школе. Но понятие тьюторинга гораздо шире, и в последнее время эта методика преподавания начинает набирать вес в изменившемся мире.

Тьюторинг — часть системы гуманитарной педагогики, направленной на развитие личности. В начале своего доклада Татьяна Ковалева обратила внимание аудитории на то, что сейчас умения и компетенции человека делятся на хард скиллс (профессиональные знания) и софт скиллс (как правило, умение коммуницировать). К третьей категории навыков Татьяна Ковалева отнесла «селф» скиллс, все умения с приставкой «само». На первый взгляд это довольно легко, но очень часто студент и будущий профессионал не в состоянии разобраться с внутренней самостью, понять, где у него самоорганизация, а где самостоятельность. Здесь приходит на помощь тьютор, который помогает своему подопечному выстраивать себя. Это является самой важной деталью: студент должен сам понять, что его увлекает, а тьютор — только направить, подтолкнуть. «Тьютор — это педагог, который сопровождает индивидуальную образовательную программу», — подвела предварительный итог эксперт.

Андрей Теров, научный сотрудник лаборатории индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, развил эту мысль и предположил, что наставник, педагог в классическом смысле, уже не отвечает за результаты образования в XXI веке. Ответственность переместилась на плечи того, кто будет впитывать образование, для этого тьюторы создают и реализуют принцип индивидуализации.

Представители МГПУ перечислили три основных условия, при которых работает принцип тьюторинга:

  • создание провокативной среды, где человеку предстоит сделать выбор направления, где у него есть вариативность, где он может найти свой интерес;
  • образовательная навигация, помогающая составить ресурсные карты, которые не являются очевидными для студента. Это может быть, к примеру, стажировка;
  • масштабирование — вы стимулируете шаг развития от интереса.


Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»