25 апреля в гостях у Института специального образования и психологии на ул. Панфёрова была педагог-психолог, учитель-дефектолог, специалист, работающего с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями, тьютор, выпускница магистратуры Московского городского университета Страхова Галина Георгиевна, которая провела мастер-класс по работе в керамической мастерской.
На мастер-классе Галина Георгиевна рассказала работе с глиной как направлении коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, такими как: задержка психического развития, расстройства аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата и тяжёлыми множественными нарушениями. О том, что такой опыт можно использовать для расширения возможностей работы с детьми, обучающимися в коррекционных и инклюзивных классах, а также в работе с детьми, имеющими адаптационные затруднения как на уроках ручного труда, так и в рамках внеурочной деятельности.
Галина Георгиевна отметила, что лепка из глины является одним из наиболее лёгких в применении и эффективных видов деятельности и обладает широкими возможностями разнообразия занятий, а работа в керамической мастерской способствует созданию у детей предпосылок формирования универсальных учебных действий. Галина Георгиевна кратко остановилась на принципах работы, таких, как учёт индивидуальных особенностей детей, необходимости выстраивания с ребёнком эффективной коммуникации, уважения к личности ребёнка, доверию, соблюдению границ, возможности выбора, созданию комфортных условий, опоры на сохранные ресурсы ребёнка и комплексного подхода.
Говоря о коррекционных методах работы Галина Георгиевна отметила значимость учёта эмоционального состояния детей и выбора видов работы с материалами и инструментами, которые могут скорректировать текущее состояние, успокоить или, наоборот, дать выход негативным эмоциям. Рассказывая о видах работ с глиной, Галина Георгиевна отметила работу на гончарном круге, этот вид деятельности является оптимальным средством сенсорной интеграции, тренирует вестибулярную чувствительность и зрительно-моторную координацию. Также Галина Георгиевна остановилась на работе с пластом глины (создание рельефа, тиснение, вырезание с помощью шаблонов или свободное вырезание с помощью инструментов), работе с формой, которая тренирует навык распределения задач между руками и навык ориентировки в микропространстве, рассказала об индивидуальных и групповых методах работы.Также Галина Георгиевна рассказала об особенностях работы тьютора, о том, какими способами можно заинтересовать и привлечь детей с различными особенностями развития к занятиям лепкой. Участники и гости мастер-класса узнали о том, как работа с глиной развивает все виды праксиса, позволяет привести в гармонию свои чувства и мысли, помогает преодолеть трудности, вызванные пониженным эмоциональным фоном, спецификой отклоняющегося развития или состоянием здоровья.
Во время практической части мастер-класса гости попробовали свои силы в различных видах работы с глиной, выполнили несколько творческих работ в различных техниках, поработали с готовыми формами и шаблонами, цветом, рельефными поверхностями, познакомились с навыками применения различных материалов и специальных скульптурных инструментов, почувствовали и раскрыли свои творческие возможности.
Во время проведения мастер-класса Галина Георгиевна в живой беседе отвечала на вопросы, связанные как с особенностями её работы.