Top.Mail.Ru

Цифровизация образования в России выходит на новый уровень

С начала этого года все школы и колледжи России должны использовать только государственные информационные системы (ГИС). Для этого была разработана федеральная ГИС «Моя школа» и цифровой сервис «Мой колледж». Отечественная сфера образования все активнее использует информационные технологии, позволяющие повысить эффективность обучения и уровень знаний. Данную новость «Российской газете» прокомментировала профессор Института цифрового образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Суворова и другие эксперты сферы образования.

Цифровизация общего и профессионального образования целенаправленно развивается уже несколько лет. С 2019 года в нашей стране реализуется федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС). Среди его задач — оснащение учебных заведений современным оборудованием, развитие цифровых сервисов и образовательных материалов, помогающих ученикам получать необходимые знания.

В том, что касается оборудования, прогресс очевиден. В 2021—2022 годах благодаря национальной программе «Цифровая экономика РФ» и проекту «Цифровая образовательная среда» ИТ-инфраструктура заработала в 9157 образовательных организациях. В школах было организовано больше 149 тысяч точек доступа Wi-Fi, установлено более 31 тысячи камер видеонаблюдения и 9 тысяч видеорегистраторов.

Цифровая школа

Частью проекта «ЦОС» стало создание государственной информационной системы «Моя школа». С начала этого учебного года ее внедрили в пилотном режиме в 15 регионах страны. А с 1 января 2023-го к ней начали подключать все школы России.

Система создана как инструмент в помощь учителю, родителю, ученику. Сегодня пользователям ФГИС «Моя школа» доступны личные кабинеты, библиотека верифицированного образовательного контента, тестирующая подсистема, облачное хранение, редактирование документов и другие сервисы. В электронной библиотеке размещено более 6,5 тысячи образовательных материалов. Планируется, что к 2024 году здесь будут представлены материалы по каждому уроку для всех предметов школьной программы с 1-го по 11-й класс.

ФГИС «Моя школа» также должна вобрать в себя уже имеющиеся цифровые решения. К примеру, информационно-коммуникационную образовательную платформу «Сферум». Она позволяет общаться учителям и ученикам, в том числе из разных регионов, а папы и мамы с ее помощью могут посещать родительские собрания онлайн, если нет возможности присутствовать очно. «Сферум» был запущен в марте 2021 года и к ноябрю 2022-го общее число его пользователей достигло 4 миллионов человек — 3,5 миллиона школьников и полмиллиона учителей. К платформе подключилось 33 тысячи школ.

«Сферум» — это полностью отечественная разработка, основанная на российских технологиях. В платформу «Моя школа» планируется интегрировать и наработки Московской электронной школы (МЭШ), например, электронный дневник и журнал.

Но цифровая образовательная среда — это не дистанционное обучение и она не должна заменить личное общение ученика и учителя. Современные методы призваны лишь повысить эффективность обучения. К примеру, новую тему порой проще объяснить, показав увлекательный учебный фильм с элементами 3D-графики и другими спецэффектами.

«Электронные образовательные ресурсы должны быть ориентированы на выполнение нескольких функций. В их числе — реализация новых видов учебной деятельности, изменение характера взаимодействия участников образовательного процесса, расширение образовательного контента, индивидуализация учебного процесса», — рассказала «РГ» профессор Института цифрового образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Суворова.

По ее словам, поддержку этих функций как раз и обеспечивают внедряемые в школах информационные инструменты. Подсистема «Интерактивные учебные материалы» позволяет создавать качественные электронные образовательные ресурсы. Подсистемы «Электронное обучение», «Цифровой урок» и платформа «Сферум» меняют характер взаимодействия участников образовательного процесса и расширяют образовательный контент. Также все подсистемы ГИС «Моя школа» в той или иной степени способствуют индивидуализации учебного процесса.

Практически все учителя используют в своей работе различные цифровые сервисы и информационные системы, рассказала «РГ» руководитель по работе с регионами некоммерческой организации «Союз участников отношений в сфере образования» Наталья Шадрина.

«Естественно, лидирует нормативно регулируемое использование электронного журнала и дневника или электронного расписания, — отметила она. — Подавляющее большинство учителей (около 82 процентов) рассматривают цифровые технологии как возможность опробовать новые способы учебной работы и отмечают различные аспекты положительного влияния технологий на образовательный процесс. Это прежде всего экономия времени, обеспечение наглядности и расширение возможностей по поиску и подбору учебного материала».

По словам эксперта, происходит важный переход от использования цифровых технологий по необходимости к их осознанному применению в учебном процессе.

Сложности у процесса цифровизации тоже есть. Например, для некоторых школ и территорий до сих пор проблемой остается низкая скорость доступа в интернет или нестабильное подключение, обращает внимание эксперт.

«Кроме того, учащиеся, как правило, лучше владеют современными ИТ-технологиями по сравнению с учителями и способны оперативнее искать необходимую информацию. По сути дела, многие школьники переходят на иной, нежели традиционный, формат обучения и делают это самостоятельно», — отметила Наталья Шадрина.

Обучение педагогов

Чтобы учителя могли успешно работать в информационной среде, им нужна соответствующая подготовка.

«Педагогические вузы уже создали и внедряют „ядро педагогического образования“, в которое включены все необходимые элементы подготовки учителя к работе в цифровом пространстве, — рассказал „РГ“ ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАО Алексей Лубков. — Идет активная работа над созданием новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, так называемых стандартов четвертого поколения. МПГУ принимает в этом самое непосредственное участие, и, конечно, все вопросы цифровой трансформации школьного и вузовского педагогического образования тоже учтены в проекте этого документа».

Вынужденный переход образования в онлайн в период пандемии, действительно, выявил недостаточную подготовленность учителей к использованию дистанционных технологий и электронного обучения, отмечает Татьяна Суворова. Зато позволил пересмотреть подходы к подготовке будущих педагогов, переподготовке и повышению квалификации действующих учителей.

«В рамках образовательных программ при формировании цифровых компетенций у будущих и действующих учителей мы ориентируемся на следующие основные направления их подготовки: оценка качества существующих цифровых образовательных ресурсов, методика их применения в учебном процессе, разработка новых цифровых образовательных ресурсов силами самого учителя», — рассказала профессор. По ее словам, эти и другие направления обучения новым технологиям (например, проектирование полифункциональных цифровых образовательных ресурсов, знакомство с технологиями четвертой промышленной революции и др.) будут включены в учебную программу новой магистратуры МГПУ «Современные цифровые технологии в образовании».

Профессиональное образование

Информационные технологии охватывают и среднее профессиональное образование. Благодаря ускорению цифровизации, произошедшему в последние годы, в системе СПО и в вузах очень быстро внедрили дистанционные формы обучения, рассказала «РГ» ведущий эксперт Центра экспертизы в образовании РАО Наталья Булаева. «Изначально это были системы LMS (Learning management systems). Также активно использовались платформы для видеоконференций и вебинаров типа Zoom. Для проведения лекционных занятий в группах без потери контакта с аудиторией часто использовался Microsoft Teams, — отметила эксперт. — Сейчас образовательным организациям приходится отказываться от зарубежных разработок и переходить на отечественное программное обеспечение.

Многие вузы и колледжи отказываются от продуктов Microsoft и используют пакет «Мой офис». Стали чаще использовать отечественные приложения для видео- и конференцсвязи: «Сферум», TrueConf, «Яндекс.Телемост». С профессиональными программами ситуация хуже, но постепенно находятся решения и для них".

С этого года в России должен заработать сервис «Мой колледж», предназначенный для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений.

«Цифровой сервис „Мой колледж“ формируется на создаваемой Министерством цифрового развития РФ ФГИС „Моя школа“. Он будет выстроен в полной логике этой платформы, — рассказала „РГ“ руководитель Института развития профессионального образования Наталия Золотарева. — Наш институт подготовит цифровые образовательные материалы, которые будут доступны на этом сервисе».

Пример работы подобной цифровой платформы уже есть. В Московской области в 2018 году запустили проект «Цифровой колледж». Сервис включает 562 курса по 120 профессиям и 17 общеобразовательным дисциплинам. Эта платформа позволяет студентам слушать лекции в режиме онлайн, самостоятельно изучать различные темы, практиковаться на виртуальных тренажерах. Преподавателям же это дает возможность создавать новые образовательные курсы. «Цифровой колледж» Подмосковья объединил 49 колледжей, доступ к нему имеют их студенты и преподаватели.

Для более эффективного взаимодействия образовательных учреждений и бизнеса была разработана цифровая карта синхронизации. «Это интерактивный ресурс, который содержит данные по ключевым показателям взаимодействия системы СПО и экономики региона — таким, как уровень занятости выпускников, соответствие образовательных программ, инфраструктуры и кадрового состава колледжей требованиям работодателей, — рассказала Наталия Золотарева. — Сегодня этим новым цифровым ресурсом пользуются все региональные министерства образования. Они могут сравнивать и анализировать состояние различных регионов и образовательных организаций, выявлять лучшие практики и точки роста. Представленная здесь аналитика помогает готовить обоснованные планы и программы развития региональных образовательных систем и организаций».

По словам эксперта, карта помогает руководителям анализировать развитие системы СПО на местах, а колледжам — «услышать» запросы бизнеса, а также помочь ему понять, как он может планировать собственное развитие с учетом возможностей колледжей по подготовке квалифицированных кадров. Следствие этого — улучшается взаимодействие образования и реального сектора экономики.

«Цифровизация профобразования пойдет по пути повышения эффективности взаимодействия между студентами и их родителями, колледжами, педагогами и работодателями, по пути интенсификации и повышения качества как профессиональной, так и общеобразовательной подготовки», — отмечает Наталия Золотарева.

Новые технологии в вузах

Уровень цифровизации высшего образования в стране достаточно высок, что позволило вузам в период пандемии очень быстро адаптироваться к новым условиям и перейти временно к обучению в цифровом формате, рассказал Алексей Лубков.

«Сегодня одной из насущных проблем является импортозамещение программного обеспечения. Российское образование и эту задачу вполне успешно решает, — отметил он. — Так для системы видеоконференцсвязи многие вузы используют российскую разработку „Сферум“, в качестве системы управления обучением (LMS) — отечественную платформу Core, также активно внедряются в учебный процесс многие сервисы для создания интерактивного образовательного контента отечественных разработчиков».

По словам ректора, в рамках программы стратегического академического лидерства во многих вузах появились так называемые «цифровые кафедры», готовящие студентов к ИТ-профессиям. В МПГУ на такой кафедре реализуется бесплатная программа переподготовки «Прикладное программирование в образовании» более чем для 200 студентов.

В декабре 2021 года правительство утвердило направление цифровой трансформации науки и высшего образования. Эта трансформация предполагает внедрение ряда технологий: искусственного интеллекта для систем поддержки принятия решений, больших данных для интеллектуального анализа значительных объемов информации, систем распределенного реестра, интернета вещей, облачных технологий.

Они будут применены в нескольких проектах: «Единая сервисная платформа науки», «Датахаб», «Сервис хаб», «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», «Архитектура цифровой трансформации» и др. При этом доля вузов, достигших высокого уровня цифровой зрелости, должна составить в 2023 году 40 процентов, в 2024-м — 60 процентов, а в 2030-м — 100 процентов.

Проект «Цифровой университет» предполагает создание и развитие целого комплекса сервисов и решений для вузов и научных организаций. Их начнут использовать в году. По итогам года доля вузов, использующих эти сервисы, должна составить 20 процентов. В 2024-м, согласно плану, она вырастет до 50 процентов, а в 2030-м — до 80 процентов.

«Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» должен стать единой средой для взаимодействия университетов и поставщиков оборудования и ПО. Прототип системы появится в этом году, и к нему подключится пилотная группа поставщиков.

По проекту «Цифровое мышление» создадут единую образовательную среду для подготовки компетентных кадров и повышения квалификации действующих специалистов. Также предусмотрено формирование и обучение команд по цифровой трансформации в российских вузах.
Учебные заведения уже включили все эти направления в свои программы развития, отметил Алексей Лубков.

«В вузах системно ведется обновление инфраструктуры, разрабатываются способы применения цифровых технологий во всех областях функционирования вуза, в том числе применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, использование цифрового инструментария в научно-исследовательской деятельности, управлении вузом и других направлениях на основе искусственного интеллекта и больших данных, — пояснил ректор. — Во всех вузах уже давно разработана и внедрена электронная информационно-образовательная среда, включающая электронные библиотеки, системы поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения, единую систему учета и сбора информации о функционировании электронной информационно-образовательной среды и другие сервисы».

Конечно, для более активной цифровизации образования необходимо еще многое сделать, считает Алексей Лубков. Например, внедрять работу с большими данными, на основе которых принимать управленческие решения, создавать сервисы, интегрирующие работу разных вузов, чтобы каждому из них не нужно было изобретать то, что другими уже сделано. Это могло бы сэкономить и время, и средства, отметил ректор.

Читать материал в источнике

Фото: Megan Soule, Unsplash


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»