29 июня 2022 года открытой защитой выпускных квалификационных работ завершилось обучение для студентов первого набора магистерской программы «Цифровая лингводидактика». Магистранты показали широту своих научных взглядов, глубину знаний, безупречное владение понятийным аппаратом и доказали, что являются высококвалифицированными участниками лингводидактического сообщества. Практическим результатом освоения программы стало создание уникальных авторских приложений, технологий, методик, онлайн-курсов «под ключ», рекомендованных комиссией к патентованию и лицензированию. По результатам обучения в магистратуре и успешной сдачи государственной итоговой аттестации 15 человек получили рекомендацию к поступлению в аспирантуру.
Предлагаем вспомнить вместе с нами, всё, что было сделано, для того, чтобы получить такой замечательный результат.
Разработка проекта Магистерской программы «Цифровая лингводидактика» была инициирована директором Института иностранных языков, д.п.н., профессором Еленой Таревой в рамках грантового конкурса для преподавателей магистратуры 2018/2019, проводимого Фондом Владимира Потанина, победителем которого она и стала.
После объявления результатов конкурса члены проектной команды, в которую кроме руководителя, профессора Елены Таревой, вошли доценты кафедры французского языка и лингводидактики Светлана Михайлова и Индира Абдулмянова, начали разработку учебного плана и конкретного содержания программы. При этом велась активная деятельность по апробации и представлению программы на конференциях и научных мероприятиях всех уровней — от кафедрального до международного: «Магистратура ++:: Программируя образование будущего» (ИТМО, Санкт-Петербург), Международный конгресс научного сообщества дискурсологов DiscourseNet DNC-3 ALED (университет Сержи-Понтуаз, Paris-Seine, Франция), Коллоквиум Международного общества функциональной лингвистики (SILF) (Университете Западной Македонии, Флорина, Греция), Научно-методическое заседание кафедры ФЯ, Международный научно-практический форум "Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего", Международный форум «Полилингвизм и поликультурность в эпоху постграмотности», Международном научно-педагогический форуме филологов «Язык. Культура. Перевод: сравнительно-сопоставительные исследования» (Цхум-Абхазетис Академия наук, Тбилиси, Грузия), Вебинар «Научно-методологический бранч» (Карельский филиал РАНХиГС, Петрозаводск), Межрегиональном педагогическом форуме «Человек в цифровом мире», партнером которого выступил ИИЯ МГПУ (Калининградский областной институт развития образования, Калининград) и др.
В сентябре 2020 г. на первый курс первого набора было зачислено 24 человека при наличии 15 бюджетных мест. Во вступительных испытаниях приняли участие 92 человека, таким образом конкурс составил 6,2 человека на место. Показателем успешности поступивших стали баллы, полученные ими в результате вступительных экзаменов (минимальный проходной балл потока — 179 из 200). Востребованность и образовательную привлекательность программы «Цифровая лингводидактика» доказывает тот факт, что среди абитуриентов были два победителя и призер Всероссийской олимпиады «Я — профессионал», сумма баллов которых с учетом индивидуальных достижений превысила максимальные 200 — 387, 333, 235).
Обширна география наших магистрантов — помимо москвичей и жителей близлежащего Подмосковья (Раменское, Балашиха, Мытищи, Красногорск), к учебе приступили студенты, приехавшие из Курса, Омска и других городов России.
Два года учебы, два года исследовательской работы, отраженной в более чем 60 научных статьях, и многочисленных интересных мероприятий, научных событий, инициативных разработок.
Проследим цифровой след программы, реализующейся через достижения студентов.
Выступления магистрантов на конференциях:
Вероника Агапова на XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Информационные технологии в науке, бизнесе и образовании» и XX Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей образования «Исследования, улучшающие образование»
Полина Горохова, Анна Виноградова и Иван Качурин на VII и VIII Международном научно-практическом онлайн-семинаре «Теоретические и практические предпосылки подготовки полилингвальных специалистов в УВО» (Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова, Могилев, Беларусь)
Конкурсы и соревнования:
Анна Виноградова и Анастасия Юнгина — победительницы II Межрегионального конкурса научно-исследовательских работ «Моя интеллект-траектория», организованного факультетом иностранных языков Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова
Иван Трошин стал обладателем Гран-При VII Международного научного диспута магистрантов
Три стипендиата Благотворительного фонда В. Потанина (Марина Пордбеева, Сергей Синило, Дарья Лысяк)
Наталия Кондрашова — Чемпион России по стендовой стрельбе
Милена Бреговская — эксперт-компатриот соревнований по стандартам Ворлдскиллс
Масштабные проекты:
- Антиконференция «Pecha-Kucha»
- Выставка-апробация «Цифровые инструменты современного учителя ИЯ»,
- Editathon / публикатон «Быть цифровым студентом»
- Апсайклинг сценариев урока ИЯ для МЭШ,
- Креатон сценариев урока ИЯ для МЭШ,
- Мастер-класс для учителей школ «Шеринг МЭШ»
- Манифест цифрового учителя
- «Исследовательский анализ деятельности онлайн-школ на территории РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья» — командный проект, ставший лауреатом конкурса студенческих научных разработок StudyInResearch (Дни науки МГПУ-2022)
- Проектно-аналитический семинар «Docēmus digitally»
- Проект «Виртуальное совместное планирование и проведение уроков для развития рефлексивной практики в преподавании английского языка«
И не забудем, что все магистранты учились без отрыва от основной работы. Среди «цифровых студентов» были учителя иностранных языков в московских школах (ГБОУ г. Москвы «Школа № 1288», «Школа в Капотне», «Школа № 508», «Школа № 705» «Школа № 2120», «Школа № 1593», «Школа № 1794», «Школа № 1950», «Школа № 1955», СОШ ГАОУ ВО МГПУ), колледжах, вузах Москвы, репетиторы, тьюторы семейного образования.
Поздравление руководителя программы, профессора Елены Таревой:«Вот и закончился курс подготовки магистров по профилю „Цифровая лингводидактика“. Курс был долгим и чрезвычайно насыщенным и для студентов, и для преподавателей. Пришлось преодолеть немало трудностей. Неизменным было главное — стремление к развитию, достижению новых высот, поиску нестандартных решений и в аудитории, и во внеучебной деятельности. Только в содружестве и взаимодействии наши магистры смогли разработать и защитить авторские решения лингводидактической проблемы. Все ваши предложения, дорогие друзья, помогут усовершенствовать процесс обучения иностранным языкам в школе и вузе. Вас ждут новые свершения. Вам многое по плечу! Успехов во всех ваших начинаниях»
Наталия Кондрашова
«Если ещё кто-то думает и рассматривает магистратуру „Цифровая лингводидактика“, то мой совет: не думайте, а подавайте документы и поступайте!!!»
#фондпотанина25