Top.Mail.Ru

Ценностные ориентации будущих учителей начальной школы

Студенты и преподаватели специальности «Преподавание в начальных классах» приняли участие в обсуждении темы дискуссионного клуба «Ценностные ориентации будущих учителей начальной школы».

Данные предварительно проведенного анкетирования среди обучающихся 1−4-х курсов по профилю специальности показали динамику развития ценностных ориентации студентов. Так, в качестве ключевых ценностей у первокурсников и второкурсников выступили активная и деятельная жизнь, крепкая дружба, широта взглядов и мировоззренческой позиции. В то же время отметим, что мнение студентов 3−4-х курсов было иным. Ценностями, получившими наибольшее количество выборов, были названы: здоровье, материальная обеспеченность, семья, высокий уровень образованности.

В ходе дискуссии студентам было предложено поразмышлять над проблемой: совпадает ли выбор личностно-значимых ценностей с профессионально-ориентированными?

Студенты, осваивающие основы профессиональной подготовки будущего учителя начальной ступени образования отметили, что такие ценности, как терпимость к людям и их особенностям, уважительное отношение к детям, принятие и понимание их позиции и способов отношения к жизни, здоровье, честность и др. являются неизменными и характерны как для учителя, так и для самого человека в сфере его личностных качеств. Однако были выявлены и противоречивые позиции. Студенты активно дискутировали между собой, высказывали мнение по вопросам осознанного выбора: «Высокая зарплата или самоотверженный труд?», «Любить себя в профессии или профессию в себе?», «Готовность противостоять стрессу или избегание неудач?», «Что приоритетнее: уровень образованности или проявление воспитанности?», «Коллективизм или индивидуализм?». Особый отклик у аудитории вызвала точно сказанная мысль о позиции учителя известного в мире педагогической науки писателя, преподавателя, публициста Симона Соловейчика: «Если учитель не умеет управлять детьми, он пропал. Но если учитель умеет только управлять, пропали дети».

По итогам дискуссионного клуба был проведен рефлексивный анализ: студенты смогли соотнести те ценности, которые они ранее выбирали во время анкетирования, с ценностями, которыми они наделили образ учителя начальных классов. Будущие учителя отметили необходимость работы над собой и перспективы саморазвития и самореализации в жизни и на профессиональном пути.

Департамент педагогики и методики начального общего образования благодарит преподавателей Ольгу Болдыреву и Елизавету Горшкову, а также студентов-участников за проведение мероприятия. До новых встреч!



Опубликованы статьи сборника «Образование и город»


11 января 2025 г.


Представляем  сборник 15 статей по итогам VII ежегодного международного симпозиума «Образование и город: проектирование развития», который прошел в МГПУ весной 2024 года

Виктор Кириллов стал лауреатом премии Выбор вузов России 2024


10 января 2025 г.


Директор института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, профессор Виктор Кириллов стал лауреатом Ежегодной национальной премии публикационной активности «Выбор вузов России 2024» в номинации «Исторические науки»