Продолжаем знакомить вас со статьями сборника по итогам II съезда тренеров-технологов деятельностных образовательных практик.
Елена Ушакова, научный сотрудник лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ, поделилась своим взглядом на тренды в изменениях существующих систем разделения труда в образовании в одноименной статье.
Прежде всего стоит отметить, что существует две системы разделения труда: горизонтальная и вертикальная. Первая отвечает за такое разделение труда, которое требуется для производства продукта. Вторая — за разделение труда по производству новых типов знаний, устроена она довольно просто: ученые → методисты (технологи) → практикующие учителя.
Горизонтальная же система разделения труда в существующей системе общего образования фактически отсутствует: она состоит из «гомогенных», однотипных и достаточно автономных модулей. По замыслу, работа определенной совокупности таких «ремесленных мастерских» (с чем можно сравнить эту систему), должна складываться в единую картину мира и давать целостное образование, что на практике происходит крайне редко.
Автор проанализировала причины возникновения новых тенденций, которые, по её словам, «продиктованы внешними вызовами и общемировыми тенденциями в изменении образовательных систем». Итак, основные тренды в изменениях систем разделения труда в образовании выражены:
- новыми требованиями к системе образования: новыми производственными отношениями, требованиями к компетенциям работников
и т. д. ; - новыми технологическими возможностями, позволяющими «вывести на аутсорсинг» информационную составляющую образования и сосредоточить внимание педагога на формировании системы знаний;
- индивидуализацией образовательных программ как на уровне учащегося, так и на уровне образовательной организации;
- индивидуализацией образовательных программ за счет «модульной» структуры сборки: в качестве «модулей» могут выступать курсы и классы разных образовательных организаций, интернет-платформ
и т. п. ; - поиском и созданием новых инструментов объективной оценки качества образования как на уровне индивидуума, так и на уровне оценки эффективности образовательных систем.
Читайте полную статью, чтобы узнать больше о других трендах в изменении разделения труда в системе общего образования в обозримом будущем, а также об особенностях существующих систем разделения труда.