Top.Mail.Ru

Теория поколений: Чем отличаются зумеры, бумеры, миллениалы, поколения X и альфа

Теория поколений — это концепция, предполагающая, что каждое поколение людей имеет уникальные характеристики, ценности, убеждения и поведенческие особенности, которые определяются их социальной и исторической средой. Изучение теории поколений помогает нам лучше понять, как формируются и эволюционируют общественные представления и сменяются ценности из поколения в поколение. В статье «Российской газеты» рассмотрены основные аспекты теории поколений и ее значение для интерпретации и анализа общественных явлений.

Миллениалы — Поколение Y (1984−2000)

Название поколения произошло от латинского «миллениум», так как его представители родились на стыке тысячелетий. В России их сегодня наибольшее число — порядка 28,5 процента населения. Поколение Y сформировали распад Советского Союза, «девяностые», широкое распространение товаров из-за рубежа, мобильные телефоны, интернет и компьютерные игры.

Доцент МГПУ Лариса Овчаренко комментирует:

В этом поколении есть разрыв по времени. Например, в конце 90-х и начале 2000-х уже появилась надежда на стабильность. А если брать детей, родившихся в конце 80-х и начале 90-х, — они были вынуждены выживать, потому что родителям было фактически не до них, они занимались выживанием семьи, заработками на нескольких работах одновременно. Им было не до друг друга. Дети научились выживать. Они довольно пробивные, прорывные, хотя при этом не особо эмоциональные. Они умеют ставить цель и идти к ней, распихивая всех вокруг локтями, и в психологическом смысле тоже. И, конечно, этих целей добиваться.

Особенности и характерные черты

«Миллениалы» свободно самовыражаются. Именно на это поколение выпал расцвет субкультур. «Игреки» полагаются на себя, легко воспринимают новое. Они всеми силами пытаются продлить свою молодость, отсрочить факт взросления. Видя пример своих родителей, которые отдавали все, чтобы обеспечить их будущее, они не хотят повторять их судьбу и зачастую всерьез задумываются о создании семьи ближе к 30 годам.

Доцент МГПУ Лариса Овчаренко:

То, что «миллениалы» поздно заводят семьи и продлевают свою молодость, — абсолютно точно. Фактически у них такого эмоционально насыщенного детства не было, поэтому они и хотят продлить эту яркую историю, — отмечает эксперт. — И именно поэтому позже обзаводятся семьями. Более того, важно принимать во внимание прогресс в области медицины. Сейчас появляются возможности позже рожать детей. Если раньше женщине в 24 года в медкарте писали «старородящая», то теперь в этом возрасте девочки только начинают задумываться о беременности.

Развитие коммуникаций позволило «миллениалам» стать более общительными, но при этом социальные связи стали слабее. Умеющие быстро набирать сообщения представители «поколения большого пальца» знакомы с техникой с самого детства. Они независимы, индивидуальны, толерантны, аполитичны, не желают сковывать себя обязательствами, готовы учиться всю жизнь и предпочитают онлайн-формат занятий. В приоритете у них саморазвитие и получение удовольствия от жизни. «Игреки» привыкли, что жизнь часто меняется, технологии развиваются, во всей этой нестабильности невозможно быть уверенным в завтрашнем дне и в том, чем ты занимаешься сегодня. Поэтому горизонт планирования у поколения Y недолгосрочный.

«Миллениалы» проводят много времени в интернете, откуда черпают основной объем информации и склонны ему излишне доверять. В Сети они чувствуют себя уверенно и комфортно.

Зумеры — Поколение Z (2000−2011)

Родившиеся в двухтысячных не представляют, как выглядел мир без цифровых технологий и интернета. Название поколения произошло от английского глагола zoom — увеличивать, приближать — так как эту функцию в гаджетах они узнают практически с рождения. Технологии — это часть их жизни, в отличие от «миллениалов», использующих гаджеты для решения задач. Интернет дает им возможности для знакомств, работы и развлечений. Это способ увидеть весь мир и показать себя всему миру.

Лариса Овчаренко подчеркивает:

«Зумеры» особенные в том плане, что получают информацию совершенно по-другому. Им не нужно удерживать в голове большие объемы данных, потому что есть возможность с любого гаджета эту информацию получить в любой момент времени. У них даже меняются когнитивные процессы. Можем вспомнить то самое клиповое мышление, истории, когда ребенка не оторвать от мультика или от рекламы, потому что там ярко, красиво, часто меняется картинка. У детей поменялась структура памяти, из оперативной в долговременную уходит уже меньший объем информации. Нет смысла помнить все. Раньше четко выделяли три типа людей по ведущему каналу восприятия: аудиалы, визуалы и кинестетики. В поколении Z появляются дигиталы, которые воспринимают информацию преимущественно из электронных устройств.

Они творческие, креативные, готовы разрушать устоявшиеся шаблоны, открывать новое и неизведанное, не задумываясь о комфорте и финансовом благополучии. Представители поколения Z делают то, что им нравится, невзирая на последствия. Отсюда и такие черты «зумеров», как нарциссизм и эгоизм. Все, что они «вытворяют», должно получить обратную связь.

Для успешного результата «зумерам» нужно четко поставить задачу и суметь их мотивировать. За каждую выполненную задачу они будут ждать вознаграждение, а результат «за горами» их мало волнует.

Поколение Z проявляет повышенный интерес к биоинженерии, цифровым технологиям и другим областям, связанным с изучением того самого нового и неизведанного, которое они стремятся открыть. В основном они предпочитают удаленную работу или фриланс.

Исследователи также отмечают, что у поколения Z меняется тип памяти: они запоминают не саму информацию, а путь к ней, а именно запрос в поисковой системе, страничку сайта. «Зумеры» мультизадачны, их продуктивность выше, так как они могут заниматься несколькими делами одновременно. Но отсюда возникают проблемы с концентрацией.

Поколение Альфа (с 2011)

Альфа с детства погружены в цифровой мир, с ранних лет они активно играют в игры на смартфонах и планшетах. Родители редко проявляют к ним агрессию, в связи с чем этому поколению свойственно повышенное чувство собственного достоинства. Они зачастую общаются со старшими на равных.

Комментарий Ларисы Овчаренко:

Поколение Альфа — это совершенно точно «цифровые» дети. В их образовании и воспитании очень важно выстраивать персонализированные подходы. Это дети, которые способны самостоятельно планировать свой образовательный маршрут (конечно, при поддержке родителей и учителей. Поэтому сейчас появляются разные уровни сложности обучения. Дети фактически становятся сами соавторами образовательных программ. Акцент будет сделан на том, что им интересно, в чем они сильны. Это поколение очень целеустремленное, продвинутое. Родители сейчас в большей степени интересуются развитием личности ребенка, психологией отношений, и поэтому есть некоторый перекос в сторону «детоцентризма»: Вселенная крутится вокруг ребенка.

Особенности и характерные черты:

  • практичность,
  • высокая адаптивность,
  • настойчивость,
  • резкие перемены настроения,
  • неограниченный доступ к благам,
  • проблемы с памятью и концентрацией внимания.

Они росли в разнообразии гаджетов, игрушек и одежды, поэтому быстро утрачивают интерес к чему-либо. Им важно понимать, как те или иные знания можно применить в жизни. Поколение, А более подковано в психологии, дети знают, как воздействовать на своих родителей и задумываются о некоторых вещах в гораздо более раннем возрасте, чем их предшественники.

Лариса Овчаренко:

В образовательной среде сейчас тоже все меняется. Современных детей нужно учить с прицелом на следующие 10 лет, предсказывать, предугадывать, как изменится мир, какие знания понадобятся ребенку в будущем. Образовательная программа должна в этом смысле успевать за прогрессом и понимать все процессы, — подчеркивает Лариса Овчаренко. — Больший упор сегодня делается на так называемые мягкие навыки (soft skills), метод 4К (коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление), работу в команде. Сегодняшний выпускник школы — очень гибкий, адаптивный, приспособлен к быстрым изменениям во внешнем мире.

Фото: МГПУ
Полную статью читайте в источнике.


Персоны



В ИЦО прошло открытое занятие по созданию образовательных ресурсов AR


18 декабря 2024 г.


Начальник департамента информатизации образования Института цифрового образования МГПУ Александр Гриншкун представил технологии создания образовательного контента с использованием дополненной реальности

Как подготовиться к собеседованию


17 декабря 2024 г.


Амбассадоры олимпиады «Я — профессионал» в интерактивном формате рассказали студентам института естествознания и спортивных технологий МГПУ, как подготовиться к собеседованию

Главные новости