18 марта 2023 года сотрудники Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ приняли участие в XX ежегодной международной конференции «Тенденции развития образования: „Современное образование: выбор будущего“».
С темой «Реализация „третьей“ миссии университета через взаимодействие с городскими сообществами: результаты исследования» на малом пленуме «Мои университеты: что сохранить, от чего отказаться?» выступили Елена Иванова, Елизавета Маякова и Екатерина Барсукова. Они подробно рассказали о том, чем университет может быть полезен городским сообществам. По мнению экспертов, существует множество актуальных направлений взаимодействия кампусов университета с городскими сообществами: образовательное, научно-исследовательское, волонтерское, консультационное, культурно-досуговое, диагностическое, спортивно-оздоровительное и другие. Спикеры также определили круг проблем, препятствующих эффективному взаимодействию университета с сообществами:
- отсутствие упакованного продуктового предложения сообществам;
- административные и бюрократические ограничения;
- низкая информированность сообществ о возможностях университета;
- дополнительная нагрузка на преподавателей и сотрудников университета;
- финансирование безвозмездных услуг.
Выступление нашло отклик у участников малого пленума, которые задали сотрудникам лаборатории ряд вопросов:
- чем была обусловлена привязка исследования к кампусам?
- получилось ли выйти на взаимодействие со всеми планируемыми сообществами?
- что было самым неожиданным при взаимодействии с сообществами?
На малом пленуме «Архитектура образовательного пространства» прозвучал доклад Елены Ивановой и Анны Тер-Григорян под названием «Репрезентация истории школы через сохранение исторических артефактов: анализ разных практик». Спикеры представили примеры интересных артефактов школьной повседневности, найденные во время капремонтов и реконструкций разных российских и зарубежных школ и объяснили, почему так важно сохранять и вписывать их в современный облик образовательного учреждения.
Александра Блинова представила результаты исследования подростковых мест в российских городах, выступив на малом пленуме «Креативное образование и самореализация школьников». В докладе «Подростки в городе: где их третье место?» она охарактеризовала типичные городские места, в которых предпочитают проводить время подростки, а также описала функции этих мест: они должны обеспечивать возможность физической активности, общения и отдыха. В заключение выступления Александра Олеговна сделала вывод, что потребности подростков в отношении города не входят в повестку большинства российских урбанистов, архитекторов и других специалистов, а потому были определены вопросы, нуждающиеся в дальнейшем в особом рассмотрении:«Каждый артефакт порождает образовательные события, традиции и ритуалы, школьные легенды и создает сопричастность к школьной истории», — заключили они.
- нужно ли сопричастное проектирование с участием подростков (места, которые будут достраиваться / доделываться ими)?
- должны ли подростковые места быть выделенными или их функция должна быть скрыта?
- нужна ли в них образовательная / развивающая функция?