Top.Mail.Ru

Театральные рецензии. Религия: светить или ослеплять

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина, спектакль в двух действиях «Тартюф» по комедийной пьесе французского комедиографа Ж.Б. Мольера «Тартюф, или Обманщик».

  • Перевод — Михаил Донской.
  • Режиссер — Брижит Жак-Важман.
  • Сценография — Лариса Ломакина.
  • Костюмы — Наталья Каневская.
  • Композитор — Марк Оливье Дюпен.

В главных ролях: Оргон — Андрей Заводюк, Тартюф — Владимир Жеребцов, Эльмира — Екатерина Клочкова, Дорина — Эльмира Мирэль, Марианна — Анастасия Мытражик.

Я уже давно не была в театре, поэтому, когда меня позвали в Пушкинский театр на «Тартюфа», я была очень рада и приняла приглашение. Спектакль был 18 февраля, в воскресенье. И конечно же, весь день был расписан по минутам. И вот, долгожданный вечер. Мы с одногруппницами заранее встретились у станции метро «Пушкинская», чтобы неспешно прогуляться по вечерней Москве. Тверской бульвар был празднично украшен, поэтому мы наслаждались яркими гирляндами и смехом людей с катка.

Когда мы зашли в театр, мне сразу стало приятно, так как внутри было очень тепло. Я сразу почувствовала атмосферность этого места. Приятный и спокойный интерьер располагал к расслаблению и умиротворению. Мы сдали вещи в гардероб, нас обслужили очень приятные молодые люди в строгих костюмах. У нас еще оставалось достаточно времени до начала спектакля, поэтому мы решили сделать несколько фотографий. В театре есть прекрасно подходящая для этого стена с изображением А.С. Пушкина.

Прозвучал второй звонок, и мы вошли в зал. Он поразил меня своей красотой и роскошью. Красные сидения, большая хрустальная люстра, мягкий желтый свет… Всё это напомнило мне о театре Оперы и балета в моём родном городе, Казани. Приятное чувство ностальгии заставило меня улыбнуться. Я была рада, что нахожусь здесь.

Мы заняли свои места в партере и стали ждать начала спектакля. Прозвучал третий звонок, и всех попросили выключить свои мобильные телефоны. Свет медленно гас, и всё моё внимание переключилось на сцену.

Честно говоря, я не знала, чего ожидать от спектакля. Я не люблю читать аннотации перед просмотром, так как не хочу, чтоб у меня складывалось ложное впечатление о представлении. Я только подозревала, что, так как Мольер жил в XVII веке, это будет нечто «старомодное». И каково же было моё удивление, когда с открытием занавеса заиграла современная песня «Feeling Good». Я сразу поняла, что от спектакля я получу удовольствие, так как мне очень нравится эта песня. Так и получилось.

Все представление было в стихах. Сначала это было непривычно, но уже примерно через 10 минут всё воспринималось прекрасно.

Также хочется отметить оформление спектакля. На протяжении всего представления декорации в целом не менялись. Перемещались только столы, стулья, скамейки и какие-то небольшие предметы. Акценты расставлялись с помощью света. Особенно мне запомнился финал, когда поместье было полностью освещено красным светом, для меня это означало разрушение и агрессию. Хочется отметить, что свет был поставлен очень грамотно, так как я всегда могла видеть актеров и ничто не ускользало от моего внимания. Костюмы были подобраны очень гармонично в соответствии с некоторым осовремениванием этой пьесы. Преобладал классический стиль одежды.

Актерская игра была на высшем уровне. Я верила тому, что они говорят, а на мой взгляд, заставить зрителя поверить — это главная задача театра. Я чувствовала полное погружение в атмосферу спектакля.

Также мне понравился подбор актеров. Роль Тартюфа исполнил очень обаятельный Владимир Жеребцов. Я думаю, что не зря на такую роль был выбран красивый мужчина, ведь кто, как не привлекательный и харизматичный человек, может манипулировать людьми. Ведь к сожалению, людям свойственно полагаться на внешность. Роль Оргона исполнил Андрей Заводюк, и, как мне кажется, он идеально подходит на эту роль, так как в основном людям старшего возраста свойственно начинать во что-то верить, искать смысл жизни. Также нельзя не отметить бойкую и харизматичную Эльмиру Мирэль в роли Дорины и красивую Екатерину Клочкову в роли Эльмиры. В общем, я считаю, что актерский состав великолепно подобран для этого спектакля.

Я не хочу пересказывать весь сюжет в своей рецензии, ведь не все любят «спойлеры». Но я хочу поделиться некоторыми впечатлениями.

С самых первых минут меня «зацепила» служанка Дорина. Её образ был мне очень приятен. Ведь несмотря на то, что она была прислугой в доме Оргона, она не боялась высказывать своё мнение и более того, к ней прислушивались. Она была хорошим советчиком, я бы даже могла назвать её другом семьи.

А вот образ Тартюфа меня сразу же оттолкнул. Хотя мы далеко не сразу видим этого персонажа на сцене, но слова, сказанные в его адрес, уже заставляют нас задуматься о том, какой же этот человек на самом деле. Мне очень понравилась идея о том, что даже не видя этого человека вживую, мы понимаем, насколько сильно один лишь его образ влияет на поведение и мысли главы дома Оргона. И хотя слова Тартюфа праведны, мысли его далеко не чисты.

Также поражает «слепота» Оргона. Он не верит своим родным, но доверяется незнакомцу, который с каждым днём приобретает всё больше власти в его доме. Оргон даже готов отдать свою дочь Марианну замуж за Тартюфа против её воли.

В образе жены Оргона, Эльмиры, мы видим, на мой взгляд, истинную женщину: верную, но при этом с присущей ей женской хитростью, кроткую перед своим мужем, но и своенравную, когда дело касается чести и безопасности их семьи.

Дети Оргона и Эльмиры представляют собой две противоположности. Марианна — неуверенная и капризная девушка-подросток, которая боится возразить отцу. А вот Дамис — вспыльчивый и не контролирующий себя молодой человек, который готов спорить не только с отцом, но и с любым другим. Он наслаждается борьбой и соперничеством.

При просмотре этого спектакля я не раз задавала себе вопросы: как можно так слепо доверять другому человеку? как можно не замечать откровенной лжи?

Чёткого ответа на эти вопросы у меня нет, но я могу точно сказать, что здесь причина такого доверия — слепая религиозная вера. Религия, помимо всего положительного, что она в себе несет, является мощнейшим рычагом управления верующими людьми. Не все люди имеют благие намерения, и для религиозных людей вера может стать их слабостью. Хотя религия и призвана освещать людям путь, но она также может ослеплять и вести ложной дорогой.

Но как же избежать этого? На мой взгляд, нужно прислушиваться к своим родным и близким, ведь они хотят нам лишь добра.

После завершения спектакля я вышла с чувством удовлетворения. Более того, мне было над чем подумать, что я и делала по дороге домой. Эта комедия поражает своей легкостью, но в то же время глубиной.

Если говорить о моей будущей педагогической деятельности, то я бы с удовольствием сводила на этот спектакль учеников 10−11 класса. Я бы не рекомендовала этот спектакль детям младше, так как, во-первых, возрастное ограничение спектакля 16+, а во-вторых, представление о религии в основном сформировывается только к 16 годам, и чтобы избежать неправильного восприятия этого спектакля, не стоит приводить на него детей младшего возраста.

Для начала я бы попросила их посмотреть этот спектакль в свое удовольствие, не думая ни о каких последующих обсуждениях. Я бы попросила их погрузиться в этот спектакль и не отвлекаться на разговоры. В антракте я бы спросила об их первых впечатлениях. Я почему-то уверена, что они будут положительными. А после спектакля я бы попросила своих учеников сохранить все свои мысли и эмоции до ближайшего классного часа, чтобы обсудить, что они вынесли для себя из этого спектакля.

Во время классного часа я бы, наверное, задала им те же вопросы, что задавала себе. Но основной вопрос был бы о том, как избежать такой ситуации в реальной жизни и не попасть в сети какого-нибудь искусного манипулятора. Я бы попросила своих учеников по желанию написать отзыв об этом спектакле. Но именно по желанию, ведь если заставлять детей делать подобные работы, они потеряют интерес к театральному миру в принципе, поскольку будут воспринимать поход в театр и последующую работу как обязанность и не смогут насладиться представлением. По возможности, я бы договорилась с учителем литературы, чтобы он или она выбрал (а) лучший или лучшие отзывы и поставила бы дополнительную оценку. Так у учеников будет мотивация к написанию подобных работ.

Как итог, я бы посоветовала каждому, кто старше 16 лет, обязательно посетить данный спектакль. Я уверена, что вы получите множество положительных эмоций и некоторую пищу для размышлений.

Камилла Оделевская



Нужно ли вводить в школах оценки за поведение?


11 апреля 2025 г.


О том, зачем нужны оценки за поведение и как они могут помочь выявить буллинг, рассказала ТАСС начальник департамента клинических, психологических и педагогических основ развития личности, доцент Лариса Овчаренко

Ректор во всем поддерживает ветеранов


11 апреля 2025 г.


11 апреля свой день рождения отмечает ректор Игорь Михайлович Реморенко. От имени всех ветеранов МГПУ поздравляем его и отмечаем большое внимание и поддержку к деятельности ветеранской организации