Top.Mail.Ru

Театральная педагогика в школе: для чего нужна и как применять

В июне 2023 года в МГПУ прошел круглый стол «Школьные театры: вызовы времени и новые формы», организатором которого выступила Лаборатория социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования. Круглый стол был посвящен результатам исследований форм школьных театров, а также применению театральной педагогики в образовательном процессе.

Участие в круглом столе приняли:

  • Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, член-корреспондент РАО, академик РАО, директор ГБОУ «Школа № 109»;
  • Сергей Казарновский, заслуженный учитель России, директор центра образования № 686 «Класс-Центр», победитель первого конкурса «Лидер образования России»;
  • Сергей Розов, старший методист, режиссер ТЮМа ГБПОУ «Воробьевы горы»;
  • Лора Макмак, педагог-организатор ГБОУ «Школа № 1241 «На Красной Пресне»;
  • Ольга Макаренко, почетный работник сферы образования РФ, педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа № 293 им. А. Т. Твардовского»;
  • Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ, театровед, театральный педагог, руководитель клубных программ Театр РОСТА в Царицыно;
  • Татьяна Климова, старший преподаватель Дирекции образовательных программ МГПУ и ГИТИСа, младший научный сотрудник Центра социокультурных проблем современного образования ПИ РАО.

Вела мероприятие Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ. «Мы поговорим о вызовах, которые есть у этого серьезного направления развития школьного образования, и на примерах практиков расскажем, какие модели школьного театра сейчас существуют, могли бы продуктивно развиваться», — начала разговор Екатерина Андреевна.

Татьяна Климова, рассказала о подходе, который используют эксперты лаборатории и их единомышленники:

«Что такое личность? Эта категория не поддается количественному подсчету и точному определению. Но ведь театр — то пространство, где на сценической площадке незримое становится зримым. И это подсказка — как и благодаря чему мы можем способствовать развитию личности наших учеников. Условие становления, развития личности — это событие. Урок как событие. Школьные праздники, встречи.

Другими словами, совместное действо — специально организованное, значимое для каждого участника, отличающееся особой включенностью, сопричастностью. Школьные театры мы рассматриваем в концепции этой событийности. На основании исследований, которые мы проводили в предыдущие годы, серии интервью, которые мы брали у фокус-групп, выделилось три модели школьного театра. В реальной студийной работе присутствуют все три, использование зависит от набора детей и задач учреждения».

Три модели школьного театра

Так, по словам Татьяны Климовой, в три модели школьного театра входят «Братство», «Образ и метафора» и «Исследовательская лаборатория». «Братство» — это особая событийная общность, когда ребенок личностно включен в процесс, а сам процесс, например, репетиции спектакля, концерта, более значимы, чем продукт. Это модель сопричастности, ощущение «мы команда, мы братство».

Вторая модель — «Образ и метафора». «Один из дефицитов — работа с художественными образами, метафорами, с воображением, с практиками публичного воображения — фантазирования. Школа преимущественно направлена на интеллектуальное развитие. Но высшие формы интеллектуального развития не работают без воображения». Тему продолжает педагог-организатор школы № 1241 «На Красной Пресне» Лора Макмак: «Учитель любого предмета использует на уроке фотоэтюды, где даны необычные образы: например, человек тащит на цепи огромный ключ (или он кажется огромным, потому что человек далеко). А для театральных этюдов даже сцена не нужна — „работают“ разноцветные перчатки, с их помощью дети демонстрируют свое понимание и стихотворения Пушкина „Я вас любил“, и принципа работы гидравлического пресса. Урок? Урок! Театралка? Да и нет. Театр для себя», — пояснила Татьяна Анатольевна.

В свою очередь, третью модель Татьяна Климова представила так: «То, чем занимается современное искусство и современный театр, — это во многом исследование художественными методами. Это обнаружение противоречий в повседневности, которые находят разрешение в публичном пространстве. Лаборатория — особый тип практики, где есть большой подготовительный период, когда происходит исследовательская работа».

О вызовах и их возможных решениях

По мнению экспертов, вызовов немало, начиная с того, что школьный театр требует финансирования, чтобы делать действительно качественные спектакли с полноценным светом, звуком, костюмами и т. д.

Следующий вызов — часто не самое лестное отношение к театральным педагогам, руководителям школьных театров в общеобразовательных учреждениях и к самому театру (отношение как к чему-то лишь развлекательному). По мнению участников круглого стола, изменить это можно путем превращения администрации и коллег в единомышленников.

Еще один из вызовов связан с тем, что уроки и дополнительное образование сейчас — отдельные епархии. Разрешить эту ситуацию можно разными способами, к примеру, включением спектакля в часть проектной деятельности. Еще один подход предложил Сергей Розов: по его словам, деятельность школьных театров должна отражаться в рейтинге школ, это поднимет статус театров. «На сегодняшний день в любой школе есть возможность сделать школьный театр центром проектно-креативно-воспитательной работы. Он должен работать на всю школу», — заключил Сергей Розов.

С ним согласилась Екатерина Асонова. Она добавила: «Кроме режиссера, необходим модератор, который поможет сделать спектакль событием для всей школы. Хорошо, чтобы таким инструментом владел каждый педагог: например, сыграли „Колобка“, что-то вместе прожили, а теперь можем это обсудить».

А вот что сказал о внедрении театральной педагогики в образовательный процесс Сергей Казарновский:

«Есть опасность: когда что-то становится обязательной частью жизни, оно может погибнуть. С другой стороны, я понимаю, что пока это не станет частью образовательного процесса, учебного плана, работать не будет. Продукт деятельности школьных театров — не всегда спектакль, я вообще не сторонник того, чтобы всегда выходили спектакли. Это могут быть класс-концерты, например, то есть смысловые вещи, построенные по законам театра.

Подготовка кадров важна. Режиссер — это профессия. Нет ничего сложнее, чем объединить людей, которые занимаются искусством, в частности, театром, и людей, которые занимаются преподаванием общеобразовательных предметов. Это разные жанры, разные способы проведения занятий, разная результативность. Театр показывает продукт каждый год в каждом классе, а продукт в общеобразовательной школе не очень виден. Важная вещь — как сделать так, чтобы дополнительное образование стало недополнительным. Театр, который оказался в школе, может стать потрясающим „провокатором“ какого-то другого образования».

Подробный материал об этом вышел на сайте «Учительской газеты», а видеозапись мероприятия доступна по ссылке.

Фото: Freepik


Персоны



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»