Top.Mail.Ru

Проблема применения тьюторских технологий в семье

23−25 октября состоится XVII Международная (XXIX Всероссийская) научно-практическая конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: семья и ресурсы тьюторского сопровождения». Участники представят свои доклады, примут участие в организованных дискуссия и мастер-классах.

В чем уникальность конференции этого года и почему родителям полезно освоить роль тьюторов, рассказывает в интервью «Вестям образования» профессор МГПУ, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, заведующая кафедрой «Тьюторство» Академии социальных технологий Татьяна Ковалева.

— Прежние конференции были посвящены тьюторству в системе образования, но на этот раз Вы решили выбрать для обсуждения новую тему. Чем вызваны такие перемены?

— Долгое время мы рассматривали проблематику тьюторства в рамках сферы образования, потому что тьютор — это педагог, который работает с интересами ребенка, сопровождая его индивидуальную образовательную программу. Но в последние годы мы видим, что тьюторство становится мощным ресурсом не только в сфере образования, поэтому мы стали обсуждать более широкие контексты.

Например, сейчас развивается тьюторское движение в системе здравоохранения и разрабатывается стандарт тьютора, задача которого — сопровождение индивидуальной программы здоровья человека.

Также семейные врачи могут использовать тьюторские технологии. А на предстоящей конференции мы решили обсуждать проблему применения тьюторских технологий в семье.

— Следовательно, эта конференция, в отличие от предыдущих, будет обращена к более широкому кругу слушателей?

— Да, совершенно верно. Если раньше на таких мероприятиях мы вели диалог, в основном, с работниками образования — воспитателями детских садов, школьными учителями, преподавателями вузов, то на этот раз участниками станут родительские семейные сообщества и ассоциации. Но, конечно, будут представлены и педагоги.

— Поскольку тема очередной конференции существенно отличается от предыдущих, можно предположить, что будут приглашены новые спикеры?

— Каждый год мы стараемся приглашать новых выступающих. Например, в этом году будут представлены пленарные доклады наших региональных участников: Ольги Зайцевой (Иркутск), Оксаны Варченко (Владивосток), Нины Ерофеевой (Ижевск), хотя у нас есть и постоянные спикеры. В их числе научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский, главный редактор Издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик. В первый день будут представлены доклады, которые мы разделили на два трека: один посвящен общим теоретическим вопросам — современным тенденциям семейной и образовательной политики, второй — более конкретным аспектам, таким как образовательное путешествие на примере воспитания в семье промышленников Демидовых или семейное чтение в контексте тьюторского сопровождения.

Причем у нас сложилась традиция дополнять доклады дискуссиями с участием выступающих, когда они задают друг другу проблемные вопросы, и в результате получается очень интересное обсуждение.

Во второй день конференции будут работать 12 секций, на которых участники обсудят разные направления взаимодействия семьи с ресурсами тьюторства. Итоги обсуждения мы подведем в конце дня на рабочем пленуме.

В третий день мы решили познакомить участников с конкретными технологиями тьюторской работы и поэтому составили расписание из 30 мастер-классов, которые сгруппировали в 3 трека.

— Одна из тем предстоящей конференции — использование тьюторских технологий в работе с семьей. О каких именно технологиях идет речь?

— Тьюторских технологий очень много, и все время появляются новые. В нашей тьюторской ассоциации разработан механизм их сертификации по итогам презентации и защиты на летних школах. Технологии семейного тьюторства можно условно разделить на 4 основных формата. Во-первых, это технологии вопрошания, помогающие грамотно строить беседу с ребенком, когда вопросы, задаваемые ребенку, побуждают его размышлять. Во-вторых, это особый формат событий, который мы называем тьюторскими, итогом которых становится составление индивидуальной образовательной программы. В-третьих, это личностно-ресурсное картирование, открытое и апробированное российскими тьюторами и успешно представленное на многих международных конференциях. Такой метод помогает ребенку, начиная с дошкольного возраста, или взрослому определить, с одной стороны, свои интересы, с другой — свои ресурсы для реализации поставленных задач. Но есть и четвертый формат — классические тьюторские технологии, идущие из глубины веков, когда подопечный вместе с тьютором составляет план своей дальнейшей образовательной деятельности.

— Как меняется роль семьи при использовании тьюторского сопровождения, и могут ли родители сами стать тьюторами для своих детей?

— Весь третий день конференции мы планируем посвятить мастерским, на которых родители смогут познакомиться с различными тьюторскими технологиями — или просто для получения информации о них, или для практического освоения. Родителей, которых интересуют тьюторские технологии, становится все больше. Растет и число семинаров, обучающих курсов для семей. То есть родители могут обращаться к специалистам, передавая им возможность тьюторского сопровождения, так сказать, на аутсорсинг, а могут самостоятельно применять тьюторские технологии, но в любом случае они должны быть включены в этот процесс. Также на конференции будут организованы мастер-классы, посвященные использованию тьюторских методик в школах, вузах и в детских садах.

— Сейчас многие переводят своих детей на семейное образование. Какие тьюторские компетенции пригодятся родителям в этом случае, и планируются ли на конференции мастер- классы по этой тематике?

— Многие мастер-классы в третий день будут посвящены проблематике именно семейного образования. Так что, я думаю, родители, интересующиеся этим вопросом, смогут найти для себя много полезного.

В заключение хочу добавить, что образовательные технологии сегодня выходят в широкое социальное пространство, включающее здравоохранение, культуру, спорт, социальную поддержку, и поэтому тьюторство может быть очень мощным ресурсом для развития этих отраслей. Надеюсь, представителям этих сфер деятельности также будет полезна наша конференция.

Познакомиться с программой и зарегистрироваться для участия в конференции можно по ссылке. По итогам конференции будет создан сборник статей, их можно отправлять до 1 октября на почту Мачехиной Ольге Николаевне (Machekhinaon@mgpu.ru) с обязательным указанием в теме письма «Тьюторская конференция 2024». Также рамках онлайн-конференции вы можете пройти программу повышения квалификации «Ресурсы семейного образования» (16 часов).

Источник: Вести образования
Фото: МГПУ



Лeкция пpoфeccора Тoкийcкoго yнивepcитeта в МГПУ


26 сентября 2024 г.


В Институте иностранных языков состоялась лекция «Тайвань и французская колониальная политика 1880-х годов» доктора политических наук Василия Молодякова

Итоги конкурса «Лучший молодой преподаватель ИИЯ МГПУ»


25 сентября 2024 г.


24 сентября состоялось подведение итогов конкурса «Лучший молодой преподаватель ИИЯ МГПУ»

Главные новости