В издательском центре «Владос» вышел в свет учебник «Сурдопедагогика» под редакцией профессора Е.Г. Речицкой для дефектологических специальностей высших учебных заведений России. Для создания нового, современного издания учебника были привлечены ведущие специалисты в данной области, представляющие разные педагогические вузы и научные учреждения нашей страны.
От Московского городского педагогического университета в создании учебника приняли участие преподаватели Института психологии и комплексной реабилитации: доктор педагогических наук, профессор Н.М. Назарова, доктор психологических наук, профессор Т.Г. Богданова, кандидат педагогических наук, доцент И.Л. Соловьева.
В учебнике представлены теоретико-методологические основы сурдопедагогики как отрасли научного педагогического знания, дается характеристика современных систем обучения и воспитания лиц с нарушениями слуха. Одним из актуальных современных трендов развития системы образования является инклюзивное образование, которое охватывает все категории детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе — детей с нарушениями слуха. Именно данный раздел -«Интегрированное и инклюзивное образование детей с нарушениями слуха» написан профессором Н.М. Назаровой, ведущим специалистом нашей страны по проблемам инклюзивного образования, автором многих учебников. Автор подчеркивает необходимость непрерывного образования, которая объясняется прогрессом в развитии науки, техники, социальных отношений. В этих условиях необходимо говорить и о непрерывном инклюзивном образовании, в структуре которого идет процесс становления и развития личности человека с нарушением слуха на протяжении всей жизни. Непрерывность инклюзивного образования — важнейшее условие социализации и социальной адаптации человека с нарушением слуха в современной жизни. Важно, чтобы для человека с сенсорным нарушением предыдущий этап образования становился фундаментом для следующей ступени жизненного цикла и следующей ступени образования.
Для успешного обучения лиц с нарушениями слуха и создания условий для их социальной адаптации на всех этапах психического развития — от младенчества до профессионального самоопределения — необходима опора на психологические исследования. Эта закономерность отражена в главе «Особенности психического развития детей и подростков с нарушениями слуха», написанном профессором Т.Г. Богдановой. Теоретико-методологической основой психологических исследований развития детей с нарушениями слуха послужили основные положения Л.С. Выготского о закономерностях развития ребенка, о единстве биологических и социальных факторов. Своеобразная социальная ситуация развития ребенка с нарушенным слухом обуславливает иные сроки появления психологических новообразований, но не отменяет характерной для нормального развития их последовательности. При этом обучение и воспитание детей с нарушениями слуха опирается на необходимость психологического обоснования сурдопедагогических воздействий.Доцентом И.Л. Соловьевой подготовлены важные разделы данного учебника, в которых нашла отражение одна из тенденций — усложнение контингента обучающихся с нарушениями слуха — увеличение числа детей с сочетанными нарушениями. В связи с этой тенденцией изменились требования к подготовке сурдопедагогов, которые заключаются в необходимости овладения сложными методиками работы. На формирование новых компетенций направлены разделы — «Характеристика и образовательные маршруты обучающихся с нарушениями слуха, имеющих задержку психического развития», «Особенности обучения и воспитания глухих детей с нарушениями интеллекта», «Создание полифункциональной социокультурной образовательной среды в обучении детей с множественными нарушениями развития».
Учебник будет полезен не только студентам, приобретающим специальности, связанные с обучением и воспитанием детей с нарушениями слуха, но и педагогам-практикам, а также ученым, поскольку в нем представлены самые современные тенденции сурдопедагогической науки.