Top.Mail.Ru

Студентка слушает, да ест: новый элемент дистанционного образования

Как прошла приемная кампания 2021? Какие изменения в ближайшее время будут происходить в системе высшего образования? Об этом и многом другом в интервью РИА Новости рассуждает ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ) Игорь Реморенко.
— Игорь Михайлович, какие главные итоги приемной кампании вы отметили в этом году? Дистанционный формат вызывал стресс у абитуриентов или все уже привыкли?
— В этом году никакого стресса уже не было. Для творческих направлений подготовки, где онлайн мог бы вызвать стресс, мы сделали исключения. Например, руководитель программы «Артист театра и кино» Игорь Яцко и его коллеги, которые набирали будущих актеров, все консультации проводили дистанционно, а сами прослушивания — «живьем». В большом зале на 300 человек находились пять преподавателей, наблюдали за абитуриентами через плексигласовые экраны. Позитивная особенность этого года: на некоторых направлениях подготовки появилась возможность выбирать разные предметы ЕГЭ. Например, если раньше абитуриент, желающий стать педагогом начальной школы, должен был обязательно сдавать русский язык и обществознание, то сейчас русский остается обязательным, а вот вторым экзаменом он может выбрать литературу, биологию, иностранный язык или математику. Естественно, мы рекомендовали абитуриентам сдавать как можно больше ЕГЭ, а потом ориентироваться на самые высокие баллы. Кстати, у нас увеличилось количество «олимпиадников», поступивших без вступительных испытаний: если в прошлом году их было 51, то в этом году — 82.
Одной из главных особенностей этого года, не могу назвать ее столь же позитивной, стало то, что итоговый рейтинговый список содержал не фамилии, а идентификационные номера (СНИЛС). Искать себя нужно было по многозначному номеру, что доставляло некоторое неудобство. Такое нововведение, скорее всего, было связано с защитой персональных данных.
Уже много ранее говорилось про нестабильную работу «суперсервиса» на госуслугах, обеспечивающего централизованное поступление в вузы. Нам все равно приходилось все дублировать на сайте университета. На мой взгляд, стоило бы изначально тщательно апробировать этот сервис, прежде чем распространять на всю систему.
— Как вы видите дальнейшую трансформацию ЕГЭ? Вас удивил резкий рост популярности информатики в качестве предмета по выбору в этом году?
— Периодически мы видим, как меняется конъюнктура ЕГЭ. Я помню, когда вышел сериал «Доктор Хаус», резко возросли показатели сдачи биологии и химии и конкурсы в медвузы.
Сегодня пандемия спровоцировала спрос на информатику. Школьники видят, как последние два года активно развивается бизнес в сфере IT. Новые сервисы проникают повсюду: доставка и покупка продуктов, банки, рекреационная сфера и пр. В Китае набирают популярность интернет-дискотеки. Школьники начинают понимать, что в сфере IT открываются большие перспективы, люди готовы инвестировать себя в этот вид занятости.
Что касается трансформации ЕГЭ, то в экспертном сообществе сейчас активно обсуждается вопрос о том, чтобы сделать сбор индивидуальных достижений перманентным: учитывать не только красный диплом и ГТО, а на протяжении всего обучения ученика в школе собирать все его достижения в некую электронную копилку, а затем выдавать итоговый аттестат об общем образовании с учетом накопленного портфолио.
— МГПУ сейчас проводит исследование «Высшее образование — изменения за 5 лет». Поделитесь своими профессиональными наблюдениями. Какие новации вы считаете позитивными, а что хотелось бы изменить в системе высшего образования?
— Да, мы проводили такой опрос в связи с объявленной в России программой «Приоритет 2030», которая подразумевает, что в ближайшие десять лет государство будет ежегодно поддерживать более ста вузов по разным направлениям инновационной деятельности и образовательным программам. Чтобы участвовать в этой программе, мы решили для себя оценить, на какие направления реформ нам следует делать ставки, а на какие — нет.
В частности, исследование показало, что нужно избавляться от целевого приема в бакалавриат (обучение на бюджетных местах в интересах работодателя). По мнению респондентов, целевой прием бакалавров является тормозом возможности студента сменить профессиональную траекторию. Более 80 процентов поступающих в бакалавриат не понимают, на какой рынок труда они нацелены, им еще предстоит настроить себя под конкретный профиль. Растет число студентов, которые меняют профиль спустя два года обучения.

Поэтому мы решили не проводить целевой набор в бакалавриат, но развивать данное направление в магистратуре, где это вполне оправданно. Зачастую в магистратуру приходят люди, которые уже где-то трудоустроены, и работодателю важно, чтобы после обучения он от них не сбежал. А нам, как вузу, важно, чтобы обучение такого студента в магистратуре базировалось на тех проблемных вопросах, с которыми он сталкивается в своей организации. Человек, по сути, содержанием своего образования делает рефлексию собственной практической работы.
Кроме того, исследование показало, что нам нужно развивать международные кооперации. Последние годы мы стимулировали академическую мобильность среди студентов и преподавателей (стажировки, участие в международных конференциях и пр.). Со студентами дело пошло, а вот с преподавателями пока не очень.
Надо понимать, что наша сфера к этому не благоволит: считается, что если человек занимается, например, каким-то специфическим вопросом из истории России, то кооперантов по всему миру у него немного. Содержание образования имеет свой национальный оттенок в каждой стране.
Но с другой стороны, ему должно быть интересно, как изучают историю в разных странах применительно к национальной истории этих стран. И вот здесь точно есть место для международной кооперации. Если говорить о педагогике (о системах оценивания, о планировании и построении программ обучения, о сочетаниях дистанционного обучения и «лицом к лицу» и пр.) — веский повод для кооперации разных стран.
— Какие последние изменения в системе образования воспринимаются обществом наиболее болезненно?
— Абсолютно все изменения в образовании воспринимаются с определенной долей скепсиса — большей или меньшей. Там, где есть непосредственное влияние на человека, люди всегда очень осторожны, любое изменение вызывает у них массу переживаний. Мы видим, как драматично развивается последние месяцы ситуация с вакцинацией. Скажи нам пять лет назад, что мы так живо будем обсуждать прививки, что так сильно изменится наш образ жизни, никто бы в это не поверил…
Но сейчас настало время таких изменений, которые невозможно воспринимать через призму наличия или отсутствия правильного ответа. Например, всегда ли и всем нужно включать камеры, когда идет учебное занятие в зуме? Можно ли пить чай и есть бутерброд? Есть ли здесь какая-то новая этика? Фактически правильного ответа на эти, казалось бы, простейшие вопросы не существует. Все зависит от ситуации, от типа учебного занятия, какой образовательный результат вы хотите достичь, как будете договариваться со студентами.
Мы сами должны решать между собой и выстраивать новые нормы, по которым дальше будем жить. В этом сейчас и состоит самая большая сложность, поскольку жить в ситуации, когда кто-то знает правильный ответ, гораздо легче.

Персоны



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»