Сегодня для начала профориентации — определения вектора будущей профессиональной деятельности — некоторые специалисты оптимальным считают возраст 10−12 лет. Герой стихотворения Владимира Маяковского, говорящий о том, что «растут года, будет и 17, где работать мне тогда, чем заниматься», по нынешним меркам, припозднился с самоопределением.
«Российская газета» пишет, что по оценкам экспертов, в 10−12-летнем возрасте дети открыты новому, но и уже в состоянии воспринимать сложную информацию и думать о будущем. Можно начинать задумываться о профессии еще раньше. Есть даже опросники для учеников начальной школы. Эксперты говорят, что уже года в четыре дети играют «в работу», иногда подражая родителям, обсуждают, кем станут, когда вырастут. Но, конечно, всерьез до окончания начальной школы, выбирать профессиональный вектор не стоит.
С пятого класса уже можно потихоньку начинать двигаться в сторону того, что интересует больше всего, к чему есть явные склонности. Самый простой, удобный и быстрый способ понять, куда «плыть», — онлайн-тесты. Их много в Сети, они доступны, пройти их можно в любой момент. О чем можно узнать? Об особенностях темперамента, мышления, склонностях и профессиональных интересах. Есть, например, открытый опросник профессиональных склонностей, известный как тест Йовайши. Предлагается продолжить 24 фразы, выбирая из трех вариантов ответов в каждом.
Пример вопроса с вариантами ответов: «Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
— общаться с самыми разными людьми;
— снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене;
— заниматься расчетами, вести документацию".
При этом специалисты в разных сферах придерживаются различных мнений. Айтишники, например, говорят, что в информатику можно входить уже класса со второго.
«Азы информатики, действительно, можно начинать учить в начальной школе, — говорит руководитель продукта „Информатика“ от Яндекс. Учебника Влад Степанов. — Взаимодействие с информационными системами сейчас начинается с малого возраста. В первом-втором классе дети уже спокойно пользуются домашним компьютером, смартфоном родителей и чувствуют себя совершенно свободно».
Но, конечно, если смотреть глубже, информатика — история про то, как осознанно решать какие-то задачи с помощью цифровых инструментов. И в этом смысле, по мнению Влада Степанова, самый подходящее время — как раз 7−8-й классы.
А вот химия. В детских магазинах полно научных наборов с простейшими химическими опытами с маркировкой 7+. Значит, в первом классе уже можно?
«В большую химию дети „входят“ с восьмого класса, когда и начинаются уроки химии в школе, — говорит и.о. ректора РХТУ им. Менделеева Илья Воротынцев. — Ведь это работа с кислотами, щелочами. Но какие-то простые опыты доступны детям и класса со второго. Моя дочь-второклассница, например, очень любит делать слаймы. А ведь это тоже химия. Вы, возможно, не задумывались, но процесс приготовления теста и выпечка — та же химия: смешать ингредиенты, оставить тесто подойти. Брожение, образование СО2 — чистая химия! Об этом нужно рассказывать и показывать на реальных и понятных примерах из жизни».
Юлия Челышева, доцент Московского городского педагогического университета, психолог:
В современной школе углубленная профориентация начинается в профильных классах, когда школьники начинают более детально изучать предметы, важные для поступления в профильный вуз. Это, как правило, 10−11 классы средней общеобразовательной школы.
Но при этом, поступив в университет, выпускники школы часто до конца не понимают особенность выбранной им профессии. Поэтому профориентацию надо начинать как можно раньше. И лучше — с общего знакомства с разнообразными профессиями, затем уже углубленно со спецификой отдельных направлений. Тогда, возможно, процесс выбора профильного класса, а затем и вуза у молодого человека будет более осознанным. Конечно, в идеале «входить в профессию», то есть знакомиться с ее особенностями, лучше непосредственно на местах и через специалистов конкретных предприятий.