STEAM-хакатон и открытое образовательное событие Всероссийского конкурса
29 и 30 июня 2023 года состоялся 3 этап «Разработка и защита методического STEAM-решения» Всероссийского конкурса методических STEAM-решений в образовании по направлениям «Дошкольное образование» и «Начальное общее образование».
29 июня в STEAM-хакатоне в очном формате приняли участие педагоги дошкольных образовательных организаций и учителя начальных классов из Москвы, Московской области, Самарской области, Пермского края, Краснодарского края и республики Беларусь, вышедшие в финал конкурса.
Первый конкурсный день начался с погружения в проблематику STEAM-технологии, которое провела директор Зеленоградского отделения — института делового администрирования МГПУ, Светлана Николаевна Литвинова. В своем выступлении Светлана Николаевна определила концептуальные основы STEAMS технологий, представила авторский педагогический алгоритм STEAMS проектирования, подчеркнула значимость STEAMS технологий для развития навыков будущего у детей. Далее конкурсанты приняли участие в педагогических мастер-классах, которые наглядно продемонстрировали возможности STEAMS технологий в образовании и ресурсный потенциал интеграции различных образовательных решений. Мастер-классы провели педагоги Центра STEAMS-образования и профессионального развития «Моя планета» Татьяна Бычкова, Евгений Зенов, Анна Прохорова, Юлия Матюшкина, Карина Байдалова и Ольга Пылаева.
На STEAM-хакатоне участникам было предложено разработать новое методическое STEAM образовательное решение и решить поставленную педагогическую проблему, используя коллаборацию образовательного оборудования кейсодержателей и работая в команде. Для того, чтобы решить предложенный кейс, конкурсантам нужно было учесть все элементы педагогического алгоритма STEAM-проектирования.
6 команд участников работали с ведущим оборудованием кейсодержателей: компьютерно-игровой комплекс LigroGame (ООО «АВСПАНТЕРА», автор-разработчик Молоднякова Алена Валерьевна), учебно-методический комплект «Лаборатория STEM» (ООО «Сенсориум Групп», официальный дистрибьютор бренда Learning Resources), конструктор «Йохокуб» (ООО «ЙОХО», автор-разработчик Чуйкова Елена Владимировна), конструктор «Магматик» (ООО «Магматик», автор-разработчик Абдулин Марат Махмутович), Сиреневая мультстудия (Kids Animation Desk, автор-разработчик Шубин Дмитрий Николаевич, методист Осмоловская Ольга Александровна), конструктор «Группер» (автор-разработчик Косарев Александр Васильевич), проект «3D-Образование» (ООО «3Д ОБРАЗОВАНИЕ», основатель и руководитель лаборатории робототехники и высоких технологий «ASLab» Гурьев Андрей Сергеевич), комплекс-конструктор LEX для приема данных с метеорологических спутников в режиме реального времени (инженерная компания «Лоретт», основатели Гершензон Владимир Евгеньевич и Гершензон Ольга Николаевна).
Также впервые в STEAM-хакатоне, в качестве погружения в профессию, приняла участие команда студентов колледжа Зеленоград института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского из числа обучающихся по экспериментальной программе по внедрению технологий образования, ориентированного на будущее.
Динамичный формат STEAM-хакатона позволил конкурсантам сгенерировать новые неординарные творческие и педагогические идеи, посмотреть на поставленную педагогическую проблему с разных ракурсов, учесть индивидуальный опыт каждого участника команды, получить детальную информацию о содержании того или иного образовательного решения у авторов-разработчиков, учесть в своей работе ценные рекомендации экспертов STEAM-образования.
Команда экспертов из научных и педагогических работников Московского городского, авторов-разработчиков образовательных решений и экспертов в сфере образования на питч сессии, менторских и экспертных сессиях направляла конкурсантов, помогала углубить и проработать их идеи. Участники STEAM-хакатона получали ценную информацию от экспертов, как в отношении своей идеи, так и в целом о STEAM-технологии.
Благодарим Татьяну Владимировну Волосовец, Светлану Николаевну Литвинову, Анну Викторовну Прохорову, Нину Павловну Ходакову, Валерию Георгиевну Мариевскую, Алену Ивановну Болотову, Екатерину Александровну Гарсия, Юлию Вячеславовну Челышеву, Алену Валерьевну Молоднякову, Оксану Анатольевну Федотову, Наталью Николаевну Демченко, Анну Вадимовну Двойнишникову, Галину Николаевну Мухатдинову и Андрея Сергеевича Гурьева за активную работу в составе экспертной комиссии и жюри STEAM-хакатона и бесценный опыт в STEAM-образовании, которым они делились с педагогами! Подробнее об экспертах.
На STEAM-хакатоне участники прокачали креативность и изобретательность, навык работы с цифровыми инструментами, навыки командной работы, а также навык презентации и публичных выступлений. Все команды разработали интересные и содержательные проекты, и лишь немного уступили друг другу в баллах. По количеству набранных баллов турнирная таблица методических STEAM-решений, предложенных на STEAM-хакатоне, сложилась следующим образом:
- Сенсориум Групп
- LigroGame
- Лоретт
- 3D-образование
- Магматик/Группер/Сиреневая мультстудия
- Йохокуб
По результатам STEAM-хакатона конкурсанты заработали дополнительные баллы к индивидуальному конкурсному рейтингу. И всех участников в завершении первого конкурсного дня ожидал сюрприз от инженерной компании «Лоретт» — захватывающая викторина по определению изображений Земли из космоса.
А впереди всех ждал еще один насыщенный конкурсный день - защита разработанного методического STEAM-решения в формате открытого образовательного события!
30 июня 2023 состоялась апробация STEAM-решений с участием учащихся начальных классов ГБОУ школы № 609 г. Зеленоград и обучающихся Центра STEAMS-образования и профессионального развития «Моя планета» МГПУ.
Конкурсантам необходимо было в своем занятии провести детей через весь STEAM-алгоритм: найти и сформулировать проблемную ситуацию из известной сказки, научить детей исследовать, дать детям в руки конкретную технологию, использовать математические представления детей для решения задачи, подготовить с детьми макет (схему, модель), продумать эстетическое, дизайнерское оформление. А в это время эксперты конкурса оценивали реализацию разработанного STEAM образовательного решения и педагогическое мастерство педагогов.
Для конкурсантов защита разработанных методических STEAM-решений была важным и волнительным этапом, ведь необходимо было организовать среду с новым оборудованием и провести занятие, установив контакт с незнакомыми дошкольниками и школьниками. Все участники проявили себя мастерами своей профессии и получили высокую оценку своего профессионализма от жюри. Отдельно была отмечена команда студентов, которая покорила своей харизмой сердца экспертов! А для детей череда увлекательных занятий с новыми играми стала настоящим образовательным праздником!
Все фотографии с конкурса