Top.Mail.Ru

Стажировка в Ipsos School и Тестовой мастерской ВШЭ

Студенты института гуманитарных наук направления «Социология» Алина Уйменова и Дмитрий Шавырин рассказали об обучении в летних социологических школах — Ipsos School и социологической Тестовой мастерской в рамках Летней школы Высшей школы экономики.

Алина Уйменова (3 курс)
Стажировка в Ipsos School 2022

— Алина, расскажи, пожалуйста, немного о самой компании, в которой ты стажировалась.

— Мне посчастливилось попасть на стажировку в компанию Ipsos. Это одна из ведущих международных компаний, специализирующихся на маркетинговых и социологических исследованиях. Основана она была в 1975 году Дидье Трюшо и в настоящее время занимает третье место в мире по объему проводимых маркетинговых исследований, имеет офисы в 90 странах мира. Штат российских подразделений компании насчитывает порядка 500 человек.

— Каким образом осуществлялся набор студентов в Ipsos School? Трудно ли было попасть туда?

— Для того, чтобы попасть в Ipsos School, нужно было пройти тестирование и отправить резюме. Я справилась с этим успешно и была принята. Обязательным условием было знание английского языка выше среднего (об этом уточняли по телефону, когда звонили сообщить о принятии). Некоторые презентации лекций были на английском, что в общем-то понятно, ведь компания международная.

— А чем вы занимались в Ipsos School?

— На самом деле эта школа — прекрасная возможность пополнить свои теоретические знания, окунуться в исследовательскую среду, а также задать свои вопросы профессионалам и познакомиться с настоящими исследователями. В Ipsos School были интересные и полезные лекции и семинары о маркетинговых исследованиях. На них я узнала много нового о методах сбора информации, о современных направлениях исследований, о составлении анкет без ошибок, а также освоила некоторые тонкости работы с брифами. Но это лишь малая часть того, чем мы занимались в течение месяца.

— Что оказалось наиболее полезным для тебя?

— Думаю, что наиболее ценной была возможность вживую увидеть то, чем я могу заниматься, закончив университет. Я прослушала лекции о работе компании, пообщалась с ее сотрудниками и поняла, что сделала правильный выбор, поступив на социологию. Также я определилась, чем именно в этой области я бы хотела попробовать заниматься. Мне очень понравились занятия о разработке исследований, в частности о правильном составлении анкет. Еще стоит сказать, что в Ipsos School было много командной работы с другими студентами и работниками компании, что способствовало развитию общительности и креативности.

— Ты упомянула командную работу. А в чем она заключалась? И много ли было практических заданий?

— Активностей было много, в том числе в группах. Обычно нас объединяли в команды по 4−5 человек. Больше всего мне понравилось задание про бриф (это документ, в котором заказчик совместно с исполнителем прописывают задачи и уточняют этапы работы). Внутри команды нас поделили на «сотрудников» компании и «клиентов» и выдали готовый бриф. Задача «сотрудников» была узнать у «клиента» цель его обращения в компанию. Это задание помогло нам понять, каково это работать с клиентом и что они далеко не всегда сами понимают, что именно им нужно.
Также очень интересной активностью был workshop о новых технологиях. На нем мы изучали тренды текущего поведения потребителей среди молодого поколения и моделировали возможные варианты развития компании при тех или иных условиях, например, рост, ограничения, трансформация, коллапс. Это было очень увлекательно, приходилось постоянно придумывать новые идеи, сотрудничать со студентами, а также с работниками компании.

— В чем, по твоему мнению, ценность прохождения такого рода обучений и стажировок?

— Как мне кажется, такие стажировки, в частности Ipsos School, помогают студентам попробовать себя в выбранной специальности, удостовериться, нравится ли вам такой вид деятельности. Не менее ценно общение со студентами других учебных заведений, в частности, я познакомилась со студентами из МГУ, РГГУ, ВШЭ. И, конечно, одна из самых важных вещей — возможность будущего трудоустройства в компанию, в которой вы стажировались. Когда у тебя уже есть контакты сотрудников, диплом о прохождении стажировки, ты знаком с принципами компании и ее корпоративной культурой, твои шансы возрастают.

Дмитрий Шавырин (4 курс)
Тестовая мастерская Летней Школы ВШЭ

— Дима, если бы тебе нужно было в нескольких словах выразить свои впечатления от Летней Школы, то что бы ты сказал?

— Если описывать несколькими словами, то это было: насыщенно, концептуально и полезно. Полезно во всех отношения, начиная от опыта установки палатки (если ты не знал как ее ставить) и заканчивая получением бесценных навыков, причем как профессиональных, так и soft-skills.

— Постановки палатки? Я не ослышался?

— Да, Летняя Школа располагается на берегу Волги, на территории старого советского детского лагеря (вот прям как в старых американских фильмах про Джейсона Вурхиса). И живут все участники в палатках. Поэтому помимо обучения, у нас были прогулки по берегу Волги и песни под гитару у костра. Для учебы и работы оборудованы специальные места. У каждой мастерской есть свой домик, в котором проходят пары. Также есть место для тихой работы и учебы — коворкинг, целое здание с хорошим интернетом внутри. А вообще Летняя Школа — это целый город. В ней есть свой директор, своя руководящая структура, которая называется ИЗБА, на которую тоже можно поехать вместо какой-либо мастерской, есть ночные дежурства, есть дежурства по лагерю и дежурства по столовой, готовка еду и помывка посуды. Если человек не был на Летней Школе, то ему невозможно объяснить, что это такое. Это необходимо увидеть своими глазами, прочувствовать.

— Получается, Летняя Школа — это не только про социологию?

— Летняя Школа — это множество мастерских совершенно разных направлений. По концепции Школа отдаленно похожа на Всемирный фестиваль Burning man, только на ЛШ постоянно учатся и отдыхают, причём я не преувеличиваю, именно постоянно и именно одновременно. Я обучался в «Тестовой мастерской».

— Что входило в программу обучения в твоей мастерской?

— Тестовую мастерскую организовала ВШЭ и преподавали у нас молодые преподаватели из ВШЭ, а также практикующие психометрики. Обучение на моей мастерской было нацелено на разработку собственного количественного исследования и подходящего для него инструментария. Тут нужно оговориться, что при подаче заявки на мастерскую, необходимо было указать и обосновать тему исследования, которым ты будешь заниматься. Я выбрал тему, связанную с моей будущей выпускной квалификационной работой и теперь, в том числе благодаря Тестовой мастерской, у меня уже есть хороший задел для диплома.
Знания, необходимые для разработки своего исследования, мы получали на лекциях. Также у каждого был личный куратор из числа лекторов, который помогал советами. Обучали нас проведению и разработке UX-исследований. За время обучения мы прошли полный путь от формулирования объекта и предмета исследования, проведения обзора литературы по своей теме до обработки и интерпретации полученных результатов. Нам подробно рассказали не только про точность и валидность, но и чем они отличаются и как их высчитывать. Много времени было уделено обучению грамотно формулировать вопросы. Затронули даже тему их расположения в опросниках. Также нам рассказывали про распространенные ошибки при составлении анкет и показывали примеры того, как делать не надо. В конце смены у нас были 2 предзащиты и итоговая защита перед участниками мастерской, преподавателями ВШЭ, а также руководителем магистратуры. Кстати, сертификат Тестовой мастерской дает 15 баллов при поступлении в магистратуру ВШЭ.

— Расскажи поподробнее про участников мастерской.

— На самом деле, я был одним из самых младших, в основном были люди 23+ и все из науки. Кто-то работает старшим научным сотрудников в Сириусе, кто-то курирует СберОбразование, кто-то преподает в университете… Но в Летней Школе стирается разница в возрасте. Первый вопрос, который ты услышишь в свой адрес, это не то, сколько тебе лет или сколько ты это или то, а «Чем занимаешься?» и «С какой ты мастерской?». Для меня особенно ценным было то, что обсуждение проектов, над которым работал каждый из участников, проходило не только с куратором, но и с другими участниками нашей мастерской или даже с участниками других мастерских.
Я уже, кажется, говорил, что в Школе ты учишься и отдыхаешь одновременно. Например, есть в Школе самая красивая курилка в мире, расположенная на берегу Волги с закатной стороны, и разговоры там ведутся вовсе не праздные. Допустим, обсуждают философы (была на Летней Школе и философская мастерская), что такое счастье, ссылаются на Платона, Аристотеля и прочих, и тут к ним подсаживается педагог или социолог и начинается совместное обсуждение того, как трансформируются представления о счастье, как понимают люди счастье сейчас или почему представления о нем не одинаковы в разных культурах. Половина курилки — люди, которые не курят, а приходят просто, чтоб поговорить, обменяться опытом, найти единомышленников.

— Получается, что ты общался не только с участниками мастерской, но и с представителями других мастерских?

— Конечно! Во-первых, никто не запрещает прийти на лекцию другой мастерской и послушать её. Во-вторых, в Летней Школе есть общее расписание (завтра, обед, ужин) и общие мероприятия. То есть помимо официального времени для работы мастерских, выделяется вредя для так называемых золотых лекций. Что это такое? Это лекции для всех желающих, которые читают известные ученые. Каждая мастерская приглашает своего лектора, поэтому темы лекций были разнообразные: начиная от социологии и заканчивая ядерной физикой. И эти лекции будут понятны всем, так как лекторы знают, что их слушатели из разных сфер науки. Еще были ночные кинопоказы с обязательным обсуждением фильма с точки зрения социологии, психологии, урбанистики и так далее. Благодаря такой организации на Летней Школе участники не просто знакомятся с интересными людьми, но и находят единомышленников, друзей, а иногда и работу или любовь.

Разговор вёл Павел Лакаев.



В ИИЯ подвели промежуточные итоги «Лиги исследователей»


27 ноября 2024 г.


В ряде секций ИИЯ открытой студенческой конференции «Лига исследователей 2024» уже подвели итоги

Доцент ИИЯ в полуфинале Всероссийского конкурса «Знание. Лектор»


27 ноября 2024 г.


По итогам оценки пяти проведенных лекций, посвященных проблеме происхождения языка, основным языковым уровням и их специфике, доцент кафедры китайского языка Софья Маннапова прошла в полуфинал конкурса