Top.Mail.Ru

Старший ребёнок копирует поведение младенца: что случилось и что делать

После рождения брата или сестры старшие дети нередко начинают вести себя странно. Регресс в развитии — это в принципе норма в таких ситуациях, но как должны реагировать на это родители? Об этом порталу «МЕЛ» рассказали эксперты Московского городского педагогического университета.

Вопрос. Что делать, если ребенок шести лет сравнивает себя с пятимесячным и копирует его поведение?

Елена Листик, доцент департамента психологии МГПУ: Это классическая ситуация в поведении старших детей, потерявших внимание родителей после рождения младшего ребенка. И ни в коем случае нельзя ругать старшего за такое поведение. Важно постараться понять причины.

Фактически его жизнь делится теперь на две части: до и после рождения брата или сестры. Старший ребенок часто испытывает противоречивые чувства по отношению к младшему — причем, как правило, главенствуют негативные: страх остаться без родительской любви, ревность к младшему, злость, обида на родителей.

Родителям, прежде всего матери, приходится уделять больше времени, сил и внимания малышу. Часто мама практически полностью эмоционально переключается на младшего, считая детей, рожденных ранее, уже взрослыми и способными позаботиться о себе. Старшие дети воспринимают такое поведение родителей как предательство, ведь раньше им пели песенки перед сном, читали сказку на ночь, с ними играли, проводили больше времени, а с появлением младшего брата или сестры они лишаются привычного уклада жизни и важных для них моментов эмоционального общения с родителями. И они хотят все вернуть.

Если мама сконцентрирована на младшем ребенке, объясняя это тем, что «он же еще маленький», то старший ребенок бессознательно делает вывод, что нужно вести себя так же, как младший брат или сестра, чтобы вернуть любовь мамы.

Что делать в этой ситуации родителю

Постараться не обделять вниманием и любовью старшего ребенка. Любви мамы хватит на двоих — и важно научиться разделять свою любовь между детьми поровну. Если мать говорит ласковые слова младшему, то нужно сказать слова любви и старшему, который находится в этот момент рядом. Если обняли младшего, то и старшего тоже постарайтесь приласкать.

Необходимо говорить на эту тему со старшим ребенком еще до рождения младшего и объяснять: когда появится новый член семьи, родители будут любить своего первого ребенка так же, как и раньше. После рождения младшего ребенка нужно стараться уделять больше времени старшему, так как ему необходимо адаптироваться к появлению новорожденного и неизбежным изменениям в семье.

Со временем мама может вовлекать обоих детей, старшего и младшего, в общую игровую деятельность. Например, в игру с мячом, катание мячика по полу или любые другие общие забавы, которые помогут объединить детей и дадут старшему ребенку почувствовать себя важным и любимым членом семьи наравне с младшим. Тогда у него не появится желания возвращаться в младенчество.

Татьяна Савенкова, доцент департамента педагогики МГПУ: Маме и папе стоит изменить свое отношение к шестилетке, ведь от безысходности старший может даже начать выражать агрессию: бить младшего, щипать, кусать, а в недалеком будущем подставлять его в глазах взрослых. Родителям следует больше времени проводить наедине со старшим ребенком: сходить с ним в кино, кафе, бассейн, на детскую площадку. А младенца хотя бы раз в неделю оставлять с няней или бабушкой.

Старшему нужно говорить, что его любят, что он важен, что младший просто пока еще сам ничего не может, — и, что еще важнее, нужно просить его о помощи: скажем, провести с младшим братом или сестрой пять минут, показать свою любимую игрушку, рассказать о ней. Похвалить за помощь, и тогда ребенок будет чувствовать себя значимым.

Ни в коем случае не используйте фразы «Ты же взрослый», «Не плачь, как маленький» — это лишь сигнал для шестилетки, что он на правильном пути и стратегия работает.

Читать материал в источнике

Фото: anniespratt, Unsplash


Персоны



Не только турники и клумбы: какими должны быть школьные дворы


05 ноября 2024 г.


Ученые МГПУ разработали методику реконструкции школьного двора с привлечением детей, родителей и учителей, а также рассказали о зарубежном опыте обустройства школьных дворов

Преподаватели и студенты ИИЯ на конференции в Институте философии РАН


05 ноября 2024 г.


Заведующая кафедрой японского языка Владлена Федянина и студенты востоковеды приняли участие в работе конференции «Азиатские философии: история, методология, межкультурный подход»