9 февраля 2018 года состоялась новая встреча закрытого экспертного клуба «Норма и деятельность». В этот раз клуб собрал ведущих экспертов российского образования, чтобы обсудить сложившуюся в последние несколько месяцев ситуацию в «Школе самоопределения № 734 имени А.Н. Тубельского».
Встречу открыл Игорь Михайлович Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета:
«На этой встрече клуба нам важно не только обсудить ситуацию вокруг школы Тубельского, ставшую довольно резонансной теперь, но поднять вопрос о судьбе авторских школ и том, как меняется их роль и система регулирования».
В первой части встрече выступили эксперты, которые на разных этапах возникновения и жизни школы Тубельского видели ее изнутри. Начало дискуссии положили выступление Исака Давидовича Фрумина, научного руководителя Института развития образования ВШЭ, и Татьяны Михайловны Ковалевой, эксперта Института непрерывного образования МГПУ. В рассказе о возникновении школы и том, как она развивалась, был поднять вопрос взаимосвязи автора, его команды и контекста, без возможностей которого может не появится условий для возникновения школы.
Артем Симонович Соловейчик, главный редактор издательского дома «Первое сентября», отметил, что сложно отстраненно мыслить о сложившейся ситуации и что потребуется время, чтобы осмыслить происходящее. Однако есть ощущение, что сейчас, в момент когда происходит такое самоопределение школы наступает новый этап в жизни московского образования. Тема «самости» и самоопределения звучала и в комментарии Семенова Алексей Львовича, главного эксперта Института развития образования Высшей школы экономики, который говорил о важности возможностей влияния родителей на судьбу школы.
Алексей Борисович Воронцов, генеральный директор Института «Развивающее обучение» отметил, что необходимо заняться корректировкой основных образовательных программ всех уровней школьного образования и локальных нормативно-правовых актов школы им. Тубельского и сделать это до конца апреля, чтобы потом рассмотреть, принять и утвердить весь пакет документов, материалов в рамках подготовки к новому учебному году.
Присутствовавшие на встрече директора московских школ говорили о том, что школе надо найти баланс между сложившимися традициями и технологиями, что необходимо развиваться и двигаться вперед.Александр Анатольевич Ездов, директор «Школы № 1788» отметил, что не надо консервировать школу, но надо постараться объективно оценить, какие практики более эффективны. Тему исследования эффективности продолжил Илья Михайлович Бронштейн, директор «Школы 1498». Он также отметил и то, как сильно включилась в ситуацию в школе общественность, что не всегда имело для школы только позитивное значение, но и иногда создавала ненужную шумиху и напряжение.
Вопрос о роли сообществ в судьбе авторских школ и школы Тубельского обсуждали в своих выступлениях Любовь Николаевна Духанина, депутат Государственной думы Российской Федерации, и Антон Ильич Молев, депутат Мосгордумы. Новое поколение родителей, часть из которых сами были учениками школы Тубельского, стали теперь сами формулировать и предъявлять школе требования.
В результате «пропитки» демократическими ценностями и ценностями самоопределения вокруг школы сложилось сообщество — родителей, выпускников, друзей школы — и это уникальный опыт, когда сообщество оказывается сильным участником процессов проектирования и управления.
В заключении Александр Изотович Адамский, научный руководитель института образовательной политики «Эврика», сказал, что опыт многих авторских школ, работы отдельных ученых, педагогов-новаторов стал теперь частью общей нормы (в буквальном смысле войдя в институты современного образовательного стандарта). В этом плане школа Тубельского, судьба которой решается сейчас, школа по-настоящему «стандартная» — то есть создавшая стандарт, который теперь неотъемлемая часть образовательной реальности. Однако, более важно, что кейс школы Тубельского — это не только история про стандарт и норму, но и про то, как иначе происходит вокруг такой нормы деятельность.
Та роль, которую управляющий совет и сообщество вокруг школы оказывают на ее судьбу, один из лучших примеров деятельности гражданского общества, и, в итоге, результат работы самой школы.
Закрытый академический клуб «Норма и деятельность» создан Московским городским педагогическим университетом, Институтом образовательной политики «Эврика» и Московским центром качества образования. Цель создания клуба — формирование пространства для рефлексии и обсуждения современных тенденций и практик развития образовательной политики.
В случае возникновения вопросов или предложений руководители и сотрудники образовательных организаций Москвы, исследователи и эксперты могут обратиться к координатору клуба Кириллу Баранникову по адресу: barannikovka@mgpu.ru