Top.Mail.Ru

Специфика логопедической работы с дошкольниками

В рамках «Дней науки МГПУ-2024» прошёл мастер-класс «Специфика логопедической работы с дошкольниками с ОНР и с ЗПР в условиях специального и инклюзивного образования». Мастер-класс провели кандидаты педагогических наук, доценты кафедры логопедии Серебрякова Наринэ Витальевна и Шашкина Гульнара Рустэмовна, старший преподаватель кафедры логопедии Звягинцева Анна Алексеевна.

Дети с общим недоразвитием речи и с задержкой психической развития довольно часто встречаются в работе логопеда дошкольной образовательной организации. Адаптироваться в коллективе им помогают специальные педагоги: логопеды и дефектологи. В начале учебного года они проводят диагностику состояния высших психических функций, двигательных возможностей, интеллектуальных процессов и речи, выявляют трудности, определяют задачи и направления коррекционной работы в соответствии с федеральными адаптированными образовательными программами доя детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в школе много детей, которые с трудом овладевают письменной речью. Основной причиной неуспеваемости младших школьников в общеобразовательной школе является несформированность базовых предпосылок к обучению чтению и письму. Именно поэтому дошкольная коррекционная работа логопеда и дефектолога формирует у детей готовность к школьному обучению.

Речевая готовность к школьному обучению включает ряд значимых компонентов: высокий уровень развития словарного запаса; правильно сформированные грамматические компетенции, высокий уровень развития связной речи, а также чистое произношение и фонематическое восприятие.

В адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи представлены группы, в которых могут обучаться дети с ОНР:

  • группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, где проводят работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • группы комбинированной направленности (совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В основе «Программы» лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка». Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР ведущим направлением работы в рамках образовательной области «Речевое развитие» является формирование связной речи.

В ходе совместной образовательной деятельности взрослых и детей, направленной на ознакомление детей с ТНР с окружающей действительностью, они начинают понимать названия предметов, действий, признаков, с которыми встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями. Формирование связной речи, ее основных функций (коммуникативной, регулирующей, познавательной) осуществляется в процессе рассказывания о предметах и игрушках, по сюжетным картинкам, отражающим бытовой, предметно-практический, игровой, эмоциональный и познавательный опыт детей. При этом широко используются символические средства, рисование, театрализованные игры. Важную роль играет работа по ознакомлению детей с литературными произведениями, детей обучают анализировать и самостоятельно придумывать сказки, организуют игры по сюжетам этих произведений. В работу по развитию речи детей с ОНР включаются занятия по подготовке к обучению грамоте. Эту работу учитель-логопед проводит, исходя из особенностей и возможностей развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами. Содержание занятий по развитию речи воспитателя тесно связано с содержанием логопедической работы.

Современный специальный педагог должен владеть методами диагностики и коррекции речевых процессов ребенка, формировать у него готовность к школьному обучению и на основании ФАОП разрабатывать адаптированные программы для детей с ОНР или с ЗПР. Эти задачи решались на нашем мастер-классе. Студенты дневной формы обучения принимали активное участие в обсуждении подходов к коррекции речи детей с ОНР, задавали актуальные вопросы, моделировали приемы работы с такими детьми.



Старший ребенок командует младшим: что делать?


05 января 2025 г.


Доцент МГПУ, педагог-психолог Юлия Челышева рассказала читателям издания «Мел», как родителям вести себя, если старший ребенок постоянно командует младшим

«Учительская газета» про педагогические сказки Андрея Иоффе


03 января 2025 г.


«Учительская газета» опубликовала две новые педагогические сказки Андрея Иоффе: героями новых сюжетов стали отличник-тихоня Саша Батонов, двоечник-хулиган Миша Бутонов и Коля Колобков