В ходе проведения открытой лекции на тему «Современное состояние развития инклюзивного образования в республике Казахстан» кандидатом педагогических наук, доцентом, и.о. декана Высшей школы педагогики и психологии, Казахского национального женского педагогического университета (Республика Казахстан) Оразаевой Гульжан Сериковной, были рассмотрены и раскрыты различные аспекты инклюзивного образования на современном этапе в республике Казахстан. Лектором была раскрыта актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику; возможность оказание необходимой психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, обеспечение родителей консультативной поддержкой, подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.
Гульжан Сериковна рассказала, что идея создания Республиканского научно-практического центра социальной адаптации и трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития (Центра САТР) как учреждения нового типа совпала с необходимостью и возможностью реформирования системы образования в Казахстане. Слушатели отметили, что такой новый тип организации должен был осуществлять эффективное взаимодействие учреждений и служб, занимающихся выявлением, углубленным обследованием нарушений психофизического развития и психолого-педагогической коррекцией и дать возможность строить коррекционно-развивающее обучение каждого ребенка с ограниченными возможностями по индивидуальной программе.
Интересным для участников лекции стала деятельность Центра, которая в республике Казахстан проводиться по двум направлениям: практической: создание структур, служб, являющихся составными звеньями моделируемой нами системы ранней коррекционно- педагогической поддержки и научно-исследовательской: разработка научно-методических основ этой системы, ее организационное и технологическое обеспечение.
Слушатели смогли отметить, что идея организации системы ранней диагностики, взаимодействие учреждений родовспоможения, первичной-медико-санитарной помощи (ПМСП), детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), стала неотъемлемой частью продуктивного сотрудничества: на первом этапе — раннее выявление детей с отклонениями в развитии в условиях учреждений родовспоможения, ПМСП, детских поликлиник; на втором — углубленная оценка психофизического развития в психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК)
Студенты и преподаватели знакомились с моделью ранней помощи, которая строилась на: организации системы раннего выявления и углубленного обследования детей с отставанием в психофизическом или сенсорном развитии; организации коррекционно-развивающего обучения детей от 0 до 3 лет в кабинетах психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центрах; обеспечении ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями; создании методологической и технологической базы для осуществления скрининга психофизических нарушений у детей в масштабах республики; определении роли психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) в системе коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями; разработке технологий создания индивидуальных развивающих программ для детей с психофизическими нарушениями.
В завершении лекции в режиме диалога обсуждались необходимые специальные программы для осуществления полноценной инклюзии, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.