Top.Mail.Ru

Современная лингводидактика: смена целей и эпох

Насколько языковое образование в России выступает сегодня предметом научного развития? Каковы взгляды представителей научного сообщества на траектории развития современной лингводидактики? Чем живут современные отечественные научные школы в области методики обучения иностранным языкам, и что изменяется в консервативных научных кругах фундаментальной методики? На эти и многие другие вопросы отвечают представители методической науки.

По инициативе кафедры английского языка и лингводидактики проводится серия интервью с учёными в рамках инициативного онлайн-проекта «TEFL: Точка входа». Так, задачи обсуждения, в первую очередь, включают определение тенденций развития современной лингводидактики, в том числе, в условиях современных геополитических вызовов для глобального языкового образования. Предметом размышлений стали особенности методологии современной лингводидактики, а также дефициты профессионально-педагогической подготовки в России. Важной частью обсуждения явилась специфика педагогической профессии, включая авторский взгляд на профессиональные качества и позиции, присущие современному учителю иностранного языка. Гостем проекта стал Колесников Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор, профессор Московского городского, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, многократный лауреат именных грантов-стипендий Немецкой службы академических обменов и Немецкого культурного центра имени Гёте.

Обобщим содержание беседы:

  • Современная лингводидактика находится в точке смене эпох, включая смену цели. В тот момент, когда у людей появятся наушники, через которые будет искусственный интеллект будет профессионально переводить всех тех, с кем мы общаемся на других языках, с новой силой возвращается образовательное значение предмета «Иностранный язык». Посредством иностранного языка будет происходить расширение кругозора, развитие мышления. Технические аспекты будет решать компьютер. Важно подчеркнуть циклический характер развития образования, в том числе языкового, что предполагает скорее переосмысление и адаптацию традиционных смыслов обучения, нежели пресловутые инновации и революционные изменения. С этим связана, в частности, современная тенденция к «полиподходности», фиксирующая, скорее, достижение понимания синергийного характера образования вообще, чем действительно переход в некое иное концептуальное пространство. Языковое образование, по сути, всегда носило интегративный характер, в частности, по причине универсальной предметности иностранного языка как учебной дисциплины. Современный учебный процесс обнаруживает смешение разных подходов и рамок понимания. Методика — это не линия, разграничивающая разные временные подходы, но коктейль, в котором смешиваются разные точки зрения и способы деятельности.
  • Для общества ближайшего будущего необходима диверсификация профессионально-педагогической подготовки для разных позиций учителя, разных ситуаций и уровней. Так, в будущем будут разные учителя с разным набором профессиональных компетенций и качеств, в зависимости от расширяющегося диапазона контекстов преподавания (изучения) иностранного языка: оффлайн школы, онлайн курсы, курсы ускоренной подготовки, частные занятия, т.п. Соответственно, будут разные места для подготовки таких учителей: от профессиональных курсов (для учителей в позиции тренера) до классических университетов (для учителей с амбицией творца, способного модифицировать и создавать обучающие контексты).
  • В целом, любой учитель является автором своей профессиональной деятельности, авторство — базовая характеристика преподавания, сущностной компетенцией которого выступает личностное творчество учителя-наставника, взаимодействующего с человеком с аксиологических, ценностных позиций (воспитательная функция образования). При этом линейная, алгоритмичная деятельность учителя может вполне быть делегирована искусственному интеллекту. Авторская, творческая позиция учителя вполне совместима со стандартизированным контекстом современного образования в смысле фокусировки не на цели обучения (как правило, регламентированной стандартами), а на способах и подходах к деятельности.

Автором идеи и ведущим проекта выступает Виктория Гончарова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и лингводидактики. Встреча адресована преподавателям, учёным, представителям широкой научной общественности в области лингводидактики и профессионально-методической подготовки учителей иностранных языков, а также студентам соответствующих профилей.

Запись полной беседы можно получить на официальном канале нашего проекта по ссылке.



В ИИЯ подвели промежуточные итоги «Лиги исследователей»


27 ноября 2024 г.


В ряде секций ИИЯ открытой студенческой конференции «Лига исследователей 2024» уже подвели итоги

Доцент ИИЯ в полуфинале Всероссийского конкурса «Знание. Лектор»


27 ноября 2024 г.


По итогам оценки пяти проведенных лекций, посвященных проблеме происхождения языка, основным языковым уровням и их специфике, доцент кафедры китайского языка Софья Маннапова прошла в полуфинал конкурса