Почему советская сатира может быть отличным источником для изучения городских проблем того времени? Что можно было высмеивать, а о чем авторы популярных сатирических журналов предпочитали молчать?
Ответы на эти и другие вопросы, связанные с особенностями советской сатиры, изучил Иван Гринько, ведущий научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, и его коллега Анна Шевцова, профессор кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ. Исследователи проанализировали 1419 выпусков журнала «Крокодил» — самого популярного сатирического журнала СССР — и выделили темы, которые проходили красной нитью через все журналы, вышедшие с 1950 года по 1991 год:
- «советские грехи» (бесхозяйственность, расхищение социалистической собственности, бюрократизм, тунеядство, алкоголизм и др.);
- качество строительства и его особенности (архитектурные излишества, типовая застройка, коммунальные проблемы);
- качество городской среды;
- уровень сферы услуг.
Однако карикатуры, посвященные городским проблемам, были все же самой «обложечной» темой журнала — исследователи насчитали около 600 сюжетов. Почему эта тема пользовалась наибольшей популярностью, Иван Гринько объяснил в ходе своего выступления на Большой конференции МГПУ: «Поскольку журнал не мог критиковать партию или правительство, работа с городской средой давала хорошую базу. Она была довольно безопасной для журнала и одновременно знакомой для общества мишенью. Большинство „советских грехов“ базировалось на городской среде, и поэтому „Крокодил“ старался акцентировать внимание своей аудитории на них». В ходе выступления Иван Александрович также назвал темы, находившиеся под запретом. Как заметил сам ученый, «обычно гораздо важнее то, о чем умалчивают, чем-то, о чем в истории говорят». Видеозапись выступления Ивана Гринько доступна по ссылке (timecode: 2:02:18 — 2:37:35).
Занимательный обзор исследования ученого МГПУ и его коллеги также опубликовал журнал «Проект Россия». Авторы статьи «Как „Крокодил“ ЖКХ „кусал“: город и проблемы урбанистики в дискурсах советской сатиры» привели множество примеров работ советских карикатурщиков, а также объяснили, как журналу удавалось не только высмеивать человеческие недостатки и проблемы организации городского хозяйства в СССР, но и образовывать своих читателей.
Необходимо сказать, что «Крокодил» не только высмеивал пороки, но и работал над повышением культурного уровня своих читателей: в журнале то и дело встречаются отсылки к народному фольклору, классической литературе и национальному искусству, — говорит Иван Александрович в другой статье, опубликованной в газете Metro.
Предлагаем также познакомиться с другими статьями Ивана Гринько и Анны Шевцовой, посвященными особенностям советской сатиры:
- «"Дятел докладодолбящий» и другие животные: наука в зеркале советской карикатуры";
- «"Никому не нужно»: как советских ученых видела официальная карикатура";
- «"Крокодил»: смех и грех как советская карикатура сурово боролась с аморальным поведением граждан".
Фото: Freepik