Под социальным чтением понимается совместное (или параллельное во времени) чтение и последующее обсуждение текста двумя или более людьми, в том числе с использованием Интернета. Это определение не является общепринятым и исчерпывающим, так как понятие социального чтения только начинает формироваться.
Сегодня оно основывается на оппозиции: социальное чтение противопоставляется индивидуальному, не предусматривающему последующего обсуждения.
Понятие впервые появилось несколько лет назад на страницах зарубежных книг и интернет-ресурсов. Боб Стейн, один из первых теоретиков социального чтения, рассматривает его очень широко (как практически любой разговор о книгах) и выделяет четыре его типа.
Первый — это обсуждение книг с друзьями и знакомыми «в реале», выполняющее функцию «социального клея» и не претендующее на роль «интеллектуальной коммуникации».
Второй тип — обсуждение книг онлайн, в социальных сетях или на специализированных читательских сайтах наподобие Goodreads, функционально близких к соцсетям.
Третий тип социального чтения — очное обсуждение книг в классе или книжном клубе, более конкретное, глубокое и живое, чем онлайн-дискуссия.
И, наконец, четвертый — онлайн-комментирование читаемого текста «на полях» с помощью таких сервисов, как созданный Бобом Стейном SocialBook.
Авторы книги «Социальное чтение: платформы, приложения, облака и теги» отмечают, что социальное чтение — это особая коммуникативная практика, интенсивное развитие которой обусловлено возникновением новых технологий, в частности, электронного книгоиздания. Участие читателей в производстве и распространении текстов в форме аннотаций, обзоров, рейтингов, онлайн-дискуссий
Если попытаться проследить историю социального чтения как коммуникативной практики, можно заметить, что чтение с момента своего появления было тесно связано с общением читателей. Обучение традиционно строилось на совместном чтении (вслух), комментировании и обсуждении книг. В ХХ веке на Западе довольно широкое распространение получили неформальные (не связанные с обучением) читательские сообщества. В нашей стране они тоже были и складывались преимущественно из людей, хорошо знакомых друг с другом. Книг (особенно новых) было сравнительно немного, и потому у активных читателей был общий круг произведений, которые легко становились предметом обсуждения в неформальной обстановке.
Сейчас мы живем в эпоху культурного перепроизводства, когда ежедневно выходит множество новых книг. При этом в ближайшем окружении становится все труднее найти человека, с которым можно обсудить понравившуюся книгу: выбор велик, и люди читают разные тексты по собственному вкусу. Однако Интернет обеспечил нас новыми возможностями поиска собеседников среди лично не знакомых людей, и в онлайн-коммуникацию постепенно включается все большее число читателей. Кроме того, появляются открытые читательские оффлайн-сообщества, которые публикуют информацию о себе и к которым одинокие любители поговорить о книгах могут легко присоединиться. Растет социальная и творческая активность современных читателей, превращающихся из молчаливых и одиноких реципиентов в активных коммуникаторов, производителей нового, интересного другим читателям контента и контекста вокруг текста-оригинала.
Современный продвинутый любитель литературы не боится открытого читательского пространства, готов публично высказываться о прочитанном, открыт к активному взаимодействию, в том числе к творческому «присвоению» оригинального текста (в форме пересказа, визуализации, актерского чтения и др.), умеет работать с отзывами — чужими и своими, и в том числе монетизировать эту деятельность, как, например, читатели, пишущие отзывы на сайте интернет-магазина «Лабиринт», или книжные видеоблогеры.
Эти новые читательские компетенции развиваются сегодня у тех, кто уже увлечен не только чтением, но и коммуникацией, сетевыми технологиями и сам ищет новые каналы общения и обмена информацией с другими читателями. Но нам кажется, что формировать их можно и нужно в условиях школьного обучения и библиотечной работы — через включение в различные среды и формы читательских коммуникаций.
Текст был впервые опубликован 8 ноября 2017 года на портале «Вести образования».
Автор: Сененко Олеся