Top.Mail.Ru

Завершилась социальная практика обучающихся 3 курса

Основной целью социальной практики являлось приобретение студентами практического опыта организации процессов обучения, воспитания и социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП). А это очень широкая категория — обучающиеся с ОВЗ; с опытом сиротства, миграции; обучающиеся с девиантным поведением; одаренные дети. Для достижения поставленной цели было необходимо познакомить студентов с системой социально — педагогической и психолого-педагогической помощи обучающимся с ООП в г. Москве; сформировать навыки организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с ООП; апробировать на практике психолого-педагогические технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с ООП; сформировать систему общекультурных и этических ценностей студентов, ориентированных на формирование инклюзивной культуры общества. Базами для проведения социальной практики стали более 300 организаций города Москвы и даже Московской области, где учатся и получают социально-педагогическую помощь обучающиеся с ООП.

О том, что получилось никто лучше самих студентов не расскажет. Из итоговой анкеты мы узнали ответы на такие вопросы как:

Что нового вы узнали в процессе социальной практики?

  • Больше узнала об основных трудностях, которые испытывают на уроках детей с особыми образовательными потребностями. Увидела, как педагог на практике решает проблему языкового барьера, проблему отсутствия мотивации к чтению у детей-билингвов.
  • Я познакомился с детьми с разными ОВЗ и методы работы с ними.
  • Новые методики работы с детьми с ООП, а также техники работы в классе. Удалось применить имеющиеся знания на практике и проработать свои дефициты.
  • Во время прохождения социальной практики, я смогла ближе познакомиться с детьми с ОВЗ. Как они себя ведут, как общаются, смогла понаблюдать за ними и пообщаться. А также смогла ближе рассмотреть программу их обучения и провести самостоятельно некоторые упражнения и игры.
  • Более глубоко изучила особенности взаимодействия с детьми с ОВЗ.
  • Я познакомилась с методиками и технологиями, которые можно применять в работе с детьми с ОВЗ. Узнала о том, какие проблемы существуют в области инклюзивного и коррекционного образования, в чём заключается разница между инклюзивной и коррекционной школой. Узнала о том, как проявляются особенности детей с той или иной категорией ОВЗ (с ЗПР, ТНР, РАС, с интеллектуальными нарушениями), как находить подход к разным детям, как правильно с ними общаться и взаимодействовать в образовательном процессе и как создавать для них ситуации успеха, развивающую, обогащающую и поддерживающую среду.
  • Я точно не хочу работать с детьми, быть репетитором и учителем.
  • Во время практики меня закрепили за классом, в котором были дети с РАС. В течении практики я узнала какие методы можно использовать во время урока, а также поговорила с учителями, и они рассказали о своей практике работы с такими детьми.
  • Я узнала об особенностях проведения занятий с детьми с ОВЗ в режиме онлайн, узнала о том, как должен вести себя педагог и как он должен реагировать на реплики детей.
  • Я узнала о том, какие специалисты работают с детьми данной категории и как этот процесс организуется в инклюзивной образовательной организации.

Что понравилось в социальной практике?

  • Мне понравилось находиться в этой теплой атмосфере, когда проводишь занятия с детьми с ОВЗ. Многие из них нелюдимы, но я смогла найти к каждому свой подход, мы подружились, я стала для них авторитетом, они обращались за помощью и не стеснялись!
  • Понравилось, что педагоги организации, в которой я проходила практику, были отзывчивы и дружелюбны, давали полезные комментарии и обратную связь. Я была благодарна также Институту за то, что смогли подобрать подходящий вариант прохождения практики в условиях стажировки за рубежом.
  • Педагогический коллектив школы был ко мне очень приветлив, отвечали на всё мои вопросы, дали провести урок, учащиеся были очень заинтересованы в общении со мной
  • Приятное общение с детьми, они были веселые и интересные
  • Возможность общения и получения обратной связи от профессионального тьютора и педагога, который работает в области инклюзии уже много лет.
  • Прежде всего, мне понравилось взаимодействие с детьми (ученики 2 класса). Мне удалось привлечь их своей харизмой, на уроках они всегда с улыбкой поворачивались в мою сторону и смотрели на меня. Кроме того, они с лёгкостью шли со мной на контакт, задавая вопросы о моей будущей профессии, о моих персональных увлечениях, а также рассказали о том, что родители поощряют их финансово за получение пятерок (кому-то дают 50 рублей, кому-то 300, а девочке по имени Настя, которая отлично работала на уроках, родители обещали подарить кролика за успешно законченный год). Стоит отметить, что дети с ментальными расстройствами в целом меня впечатлили своей активностью на уроках.
  • Готовность педагогов делиться опытом и отвечать на вопросы, всячески помочь.
  • Мне понравилось многое, например, возможность внести свой вклад в их жизнь, было приятно видеть, как дети прогрессируют и достигают своего потенциала при оказании им поддержки и руководства
  • Было интересно взаимодействовать с учениками, общаться, подключать игры и юмор на занятиях. В принципе требовалось думать нестандартно. Это был новый опыт, который открыл людей с новой стороны, позволил глубже понимать учеников, видеть их особенности и понимать, как на это реагировать и как преподавать.

Что вызвало наибольшие трудности?

  • Главная трудность — это переживания о том, как взаимодействовать с детьми, которые попали в трудные жизненные ситуации, как найти к ним подход. Но в процессе прохождения практики эти переживания отступают, поскольку при начале работы с таким ребенком все встает на свои места, и ты чувствуешь себя увереннее, в первую очередь потому, что можешь помочь ребенку.
  • Подготовка документов
  • Наибольшую сложность вызвала нагрузка, которую подразумевала социальная практика, поскольку не всегда хватало времени и возможностей. Также было сложно поначалу ориентироваться в теоретическом материале, важном для прохождения этой практики, поскольку до этого у нас не было дисциплины, посвященной инклюзивному и специальному образованию (она шла параллельно с практикой, в этом же семестре).
  • Самым трудным для меня оказалось поддержание дисциплины в классе, поскольку часто инициаторами нарушения правил поведения в школе были дети с девиантным поведением.
  • Наибольшую сложность вызвало само расписание практики, так как на пятницу раз в две недели выпадали каникулы и праздники, вследствие чего не хватало дней посещения и приходилось ходить в другие дни. Также, было немного сложно проводить активные перемены, потому что дети на них готовятся к следующему уроку.
  • Сначала было сложно учиться проводить занятия под руководством специалистов, затем я втянулась и мне очень даже понравился такой опыт практики, получения новых знаний

Изменилось ли Ваше отношение к проблемам инклюзивного образования?

  • Безусловно, да. На первый план выступили такие качества как доброжелательность, понимание, отзывчивость и сопереживание им.
  • Эта тема стала для меня интересной. И я теперь буду не особо переживать, что в моем классе может учиться особенный ребенок, так как уже имею опыт взаимодействия с такими детьми.
  • Моё отношение всегда к ним было нейтральным. В рамках практики я скорее больше его склонился к положительному. Даже подумала о направлении коррекционной педагогики в моем образовании
  • И нет, и да одновременно. У меня не было никаких предрассудков до этого, однако сейчас я понимаю, что инклюзии в наших школах ещё развиваться и развиваться. Пока что инклюзия в наших школах работает не в полной мере, что сказывается на образовательном процессе.
  • Нет, отношение никак не изменилось.
  • Мое отношение к ним не изменилось, все люди равны, каждый заслуживает право на образование.
  • Проблемы инклюзии были, есть, и, к сожалению, будут. Я отношусь к лицам с инвалидностью, и считаю, что нас нельзя жалеть, необходима мотивация и стимулирование.

Надеемся, что полученный опыт, и положительный, и отрицательный, будет полезен всем студентам в будущей профессиональной деятельности.

В завершении приведем отзывы студентов Института иностранных языков, направление подготовки «Английский язык». Так Федореева Вера поделилась своими впечатлениями: «Практика в инклюзивном центре ГКОУ «Южный» была для меня невероятно ценным опытом. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) открыла мне новый мир и позволила лучше понять их особенности и потребности.

Во время практики я получила огромное количество полезного опыта в работе с детьми с различными диагнозами, такими как аутизм, синдром Дауна, нарушения слуха и зрения. Важно было научиться находить подход к каждому ребёнку, учитывая его индивидуальные особенности.

Общение с такими детьми требует терпения, эмпатии и готовности к постоянному обучению. Я научилась взаимодействовать с такими детьми, а также нашла в себе ресурсы для работы с трудными ситуациями.

Я благодарна за возможность пройти эту практику и уверена, что полученный опыт будет очень полезен для моей будущей профессиональной деятельности".

Беззубцева Дарья, студентка ИИЯ тоже рассказала о своем опыте: «Хотелось бы поделиться с Вами впечатлениями, полученные от проведения внеурочного мероприятия в школе на тему «Изучение английского языка через игры и песни». В классе присутствовал мальчик с ЗПР, его особенность выделяла его из класса, но хотела бы отметить его стремление быть лучшей версией себя. Несмотря на свою особенность он старался быть единой частью со своими друзьями, и одноклассники уважительно вели себя по отношению к нему.

Я закончила музыкальную школу имени В.Я. Шебалина и отразила свой опыт в внеурочном мероприятии. Дети создавали песни на английском языке и использовали музыкальные инструменты такие как: мини синтезатор, ложки, этнические барабаны.

Я помогала им подбирать аккорды и сочинять строки для их будущих песен. В самом начале, когда дети садились за инструменты, и группа, где был мальчик с ЗПР, ребята уступили ему сразу, безоговорочно место у синтезатора. Причем они сделали это с любовью, в их глазах отражалась доброта. Этот момент зацепил мою душу, так приятно видеть, как дети 10−11 лет уважительно относятся друг к другу, ведь в нашем мире это большая редкость даже у взрослых.

В процессе работы все вели себя очень спокойно и были слышны лишь различные мелодии, ведь музыка она успокаивает и когда ты, как музыкант играешь, например, на пианино, то весь мир замирает вокруг тебя, ты становишься частью прекрасной мелодии. Так же и дети, они хоть и играли где-то мимо нот, но были увлечены процессом и мальчик, который, казалось бы, мог повести себя совсем иначе, более эмоционально, но наоборот, он участвовал в процессе и был полностью счастлив играть и сочинять песни с своими одноклассниками.

В конце хочется сказать, что музыка и вправду прекрасна, думаю она помогает «исцелять» людей с особенностями ЗПР, ведь когда человек увлекается музыкой, то он более сосредоточен на своем внутреннем мире и ему проще посредством музыкальных инструментов улучшать свое психическое состояние".

Вяткин Роман, студент ИИЯ рассказал: «Во время социальной практики столкнулся с девочкой, у которой был опыт миграции из города Грозный, где у нее не было уроков английского. В связи с этим у девочки наблюдалась пониженная мотивация к изучению языка и отвлеченность от процесса. Как же я решил данную проблему? Естественно, система мотивации через оценки не работала, поэтому я решил, что можно попробовать решить этот вопрос через совместную деятельность. Была еще одна девочка, который имела высокий уровень английского и была дружелюбной. Я организовал групповую работу в классе, где объединил этих двух девочек и это действительно помогло, потому что девочке с миграцией было комфортно работать именно с девочкой, а не мальчиком, и поскольку девочка дружелюбная, то они быстро нашли общий язык, и та с радостью помогала другой при выполнении задания! Было приятно, что, не смотря на небольшой опыт в преподавании, я при помощи своего учителя и своих усилий, смог решить стоявшую передо мной проблему и получить этот бесценный опыт!».

Павликов Кирилл, студент ИИЯ заметил важное: «За время прохождения практики я смог поработать с ребенком, имеющим речевое расстройство — заикание. Я смог сопоставить свой опыт работы с логопедом в детстве и опыт работы с этим ребенком. Это помогло мне увидеть процесс коррекции с двух сторон, как учителя, так и ребёнка. Подобная рефлексия для меня является немаловажным продуктом практики и очень ценным опытом, который точно поможет мне вырасти, как педагогу».

Несмотря на то, что опыт и впечатления от социальной практики у студентов разные, мы надеемся, что в дальнейшем он будет осмыслен и актуализирован. Удачи вам, будущие педагоги таких разных учеников!



Ольга Грибкова стала победителем конкурса «Золотые Имена Высшей Школы»


22 ноября 2024 г.


Художественный руководитель студенческого концертного хора «Контраст» Ольга Грибкова стала победителем номинации «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы»

Круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»


21 ноября 2024 г.


12 ноября на кафедре китайского языка состоялся круглый стол «Перевод и переводчик: современные реалии и перспективы»