Для участия в сессии были приглашены психологи, педагоги-психологи (психологи в сфере образования), сотрудники психологических служб в системе высшего образования, руководители центров помощи детям, центров поддержки семьи, сотрудники общественных организаций, административно-управленческие работники образовательных организаций высшего образования, руководители и сотрудники подразделений Российской академии образования.
Перед участниками сессии выступили: Брайнес А.А., заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Басюк В, С., и.о. вице-президента РАО, академик РАО, доктор психологических наук, Бессонов А.А., ректор Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, полковник юстиции, доктор юридических наук, Сарбалаев А.М., председатель Всероссийской организации Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны».
От МГПУ в сессии приняли участие сотрудники Линии психологической поддержки университета: заместитель директора Института специального образования и психологии по воспитательной работе, кандидат психологических наук, доцент, Ж.И. Журавлева, профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий, доктор психологических наук, профессор, Т.Г. Богданова, старший научный сотрудник лаборатории социально-психологических исследований в образовании, кандидат психологических наук, доцент О.В. Иванцов.
Сессия стратегического планирования была проведена в разных форматах — дискуссии, обсуждения в группах в режиме «мозгового штурма», круглый стол. Все участники активно обсуждали актуальные и проблемные вопросы психологического сопровождения детей-сирот в системе высшего образования.
Дискуссии проводились в формате мозгового штурма. В них принимали участие ведущие ученые РАО, эксперты в области психологии образования, сопровождения детей-сирот, руководители центров помощи детям, центров поддержки семьи, сотрудники Всероссийской организации Содружество выпускников детских домов «Дети всей страны», руководители и эксперты психологических служб.
Группы формировались с учетом профессиональных интересов и запросов участников стратегической сессии.
Цели работы групп: обсудить в ходе групповой дискуссии актуальные вопросы сопровождения детей-сирот в системе высшего образования; рассмотреть направления работы специалистов психологической службы вуза при оказании психологической помощи и сопровождения детей- сирот в системе высшего образования.
Задачи: основываясь на предложенных участниками решениях, предложить конструктивные пути по дальнейшему совершенствованию сопровождения детей-сирот в системе высшего образования, выработать соответствующий алгоритм психологического сопровождения для специалистов психологических служб.
Групповые дискуссии прошли по трем направлениям: во-первых, по актуальным вопросам проектирования персональной модели развития профессиональной жизнестойкости специалиста в области социального сиротства, во-вторых, по технологиям профилактики социальных рисков в системе образования и нормативные правовым аспектам психологического сопровождения детей-сирот, в-третьих, по внутривузовскому сопровождению оказания психологической помощи детям-сиротам в системе высшего образования. Специалисты ИСОП приняли участие в работе по третьему направлению.
В рамках третьего направления были подняты такие важные проблемы как оказание дифференцированной помощи трем категориям сирот — выпускникам детских домов, детям из замещающих семей, детям, которые потеряли родителей в период обучения в вузе. В психологической работе с каждой из указанных категорий прослеживается своя специфика, необходимо использование разных форм психологической и психотерапевтической работы. Острым стал вопрос о деятельности психологических служб вузов — во-первых, все специалисты признали необходимость наличия таких служб в вузах. В некоторых вузах такие службы созданы и активно работают, в других вузах психологических служб еще нет или они являются составной частью других подразделений, что отрицательно сказывается на эффективности работы. Во-вторых, многие специалисты отметили недостаточное кадровое наполнение служб — часто на 15−25 тысяч студентов приходится от одного до максимум трех психологов. В-третьих, необходима разработка методического обеспечения деятельности психологических служб образовательных организаций высшего образования. Все эти проблемы послужили основанием дискуссии участников стратегической сессии и были обозначены на круглом столе.