Сотрудники Лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ приняли участие в XIII Международной научно-практической онлайн-конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с „самостью“ (развитие личности, становление субъектности, формирование self skills)».
Борис Эльконин выступил с пленарным докладом «Субъектность в развертывании посреднического действия» на треке «Становление субъектности». Он поставил вопросы: что есть событие субъектности, как и когда поведение выступает как свое, — и предложил версии ответа на них. Борис Даниилович рассмотрел и противопоставил субъектность и не-субъектность, опираясь на исследования ведущих психологов прошлого века.
В его докладе была затронута тема опосредствования в экспериментальном генезе и в контексте посреднического действия. Говоря о тройственности завершенности посреднического действия, Борис Эльконин выделил результат как достижение, продукт как образ поля в слове, эффект как новые возможности. В завершение докладчик отметил проблему соотнесенности функционального генеза и онтогенеза, а также развития как поливременного процесса, в котором субъектность обретает полноту.
Владимир Львовский провёл мастерскую «Как провоцировать субъектность учителя и ученика», на которой анализировались видеозаписи уроков и обсуждалась задача учителя, заключающаяся в посредничестве между культурой и ребенком.
Александр Медведев выступил с сообщением «Самость, субъектность, деятельность — соотношение понятий и феноменологий» на секции «Проблемы становления самости в деятельностном подходе». Были представлены результаты анализа философских и психологических подходов к рассмотрению этих понятий. Материалом для анализа послужили труды Карла Юнга, Рене Декарта, Льва Выготского, Бенедикта Спинозы, Георга Гегеля, Карла Маркса.
Видеозапись конференции: