4 и 5 декабря сотрудники Института системных проектов МГПУ приняли участие во Всероссийском форуме «Новая образовательная среда», организованном Министерством просвещения Российской Федерации.
В первый день мероприятия заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Владимир Львовский стал спикером панельной дискуссии «Роль профессиональных сообществ в условиях новой образовательной среды». Участники обсудили цель создания профессиональных сообществ и возможность их влияния на становление новой образовательной среды. В дискуссии Владимир Александрович выразил свою точку зрения относительно того, должно ли профсообщество влиять на выбор оцениваемых компетенций учителя и способ их оценки. Видеозапись выступления Владимира Львовского можно посмотреть здесь (04:22:00 — 04:29:50).
Старший научный сотрудник научно-методического отдела проектирования и развития городских инициатив Елена Петряева провела круглый стол «Новая образовательная среда: учитель + цифра». Мероприятие было посвящено обсуждению федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (далее — ЦОС). Участники дискуссии рассмотрели ряд вопросов: какие преимущества от ЦОС получат ученики, учителя, родители, руководители образовательных организаций? как научить педагогов пользоваться цифровыми инструментами максимально эффективно? как ЦОС поможет учителям избавиться от излишней отчётности и рутинной работы? В своем сообщении Елена Юрьевна зафиксировала 5 ключевых барьеров цифрового обучения:
- технологический (или цифрового разрыва);
- социальный (не все семьи и домохозяйства готовы пока к изменению привычного уклада обучения);
- здоровье (психологическое и физическое);
- цифровая дидактика;
- нормативно-правовое регулирование.
Видеозапись круглого стола можно посмотреть здесь (01:08:20 — 02:12:40).
Во второй день форума состоялась онлайн-сессия «Смена парадигмы педагогического образования в новой образовательной среде», модератором которой стала заведующая лабораторией профессионального развития в образовании Анастасия Белолуцкая. Она предложила спикерам обсудить такие острые темы, как профилактика дефицита педагогических кадров, обеспечение непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, новые образовательные технологии, развитие института педагогического наставничества и другие.
Одним из участников дискуссии стал ректор МГПУ Игорь Реморенко. В своем выступлении он отметил, что современный вектор развития педагогических вузов состоит в том, чтобы перестать быть сугубо отраслевыми и позиционировать себя как университеты, где формируют группу компетенций, необходимых для работы в профессиях категории «человек-человек». В эту сторону двигаются, как европейские, так и некоторые российские вузы, в том числе и МГПУ. Студенты вуза получают умения, которые помогают им стать успешными в областях, где требуются в первую очередь коммуникативные навыки, гибкость, способность договариваться и работать в команде. Вместе с тем, важным аспектом подготовки учителей является тесное сотрудничество с потенциальными работодателями выпускников — московскими школами. Для этого в МГПУ работает программа сертификации «Московский учитель».
Видеозапись онлайн-сессии можно посмотреть здесь (03:33:18 — 04:54:34).