21 сентября в Москве состоялось заседание Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, посвященное единому государственному экзамену. На заседании обсудили особенности и итоги проведения ЕГЭ в 2020 году, процедуру апелляций, ЕГЭ в компьютерной форме, контрольные измерительные материалы по истории.
Открыл заседание руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, отметивший, что наиболее сложным обстоятельством в проведении ЕГЭ в непростом 2020 году стал перенос сроков экзаменов. По его словам, проводить экзамен, и в спокойные годы всегда сопровождающийся эмоциями, этим летом было вдвойне тяжелее.
Игорь Круглинский, начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации, рассказал о том, что в этом году была массово внедрена процедура рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами в дистанционном онлайн-формате. Полностью в таком формате работа конфликтных комиссий прошла в 52 регионах страны. Еще в 22 регионах работа в дистанционном формате велась частично и только в 11 регионах апелляции рассматривались очно. Также он анонсировал полную готовность в 2021 году провести экзамен по информатике с использованием компьютеров, а не в «аналоговом» бумажном формате.
Директор ФИПИ Оксана Решетникова представила анализ качества работы предметных комиссий и рассказала про обновление составов комиссий КИМ ГИА.
Роман Пазин, главный редактор журнала «Преподавание истории в школе», преподаватель истории Лицея НИУ ВШЭ, представил анализ основных проблем ЕГЭ.
Первая — пересмотр механизма рассмотрения апелляций. На результаты апелляций, по его словам, сейчас влияет то, что доля удовлетворенных обращений является одним из показателей объективности и качества работы региональных предметных комиссий. Из-за этого комиссии отклоняют апелляции, заслуживающие пересмотра выставленных баллов. Он предложил сделать процедуру рассмотрения апелляций сквозной и более прозрачной, что позволит в итоге видеть полную статистику по «проблемным» заданиям и комиссиям, членам которых зачастую требуется дополнительное обучение.
Вторая затронутая им проблема относилась к модели КИМ по истории, требующей обновления подхода не только к составлению заданий и их научной корректности, но и к сбалансированности оценивания.
Подводя итоги совещания, председатель Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки Игорь Реморенко еще раз резюмировал все положительные и отрицательные стороны единого государственного экзамена в 2020 году, а также представил список поступивших предложений по улучшению процедуры проведения ЕГЭ.
Некоторые из них требуют более детального рассмотрения: запрос на внесение в законодательство положения о «дне тишины» в даты проведения экзамена; разрешение приносить беруши; предложение допустить в предстоящем учебном году к сдаче ЕГЭ по русскому языку учащихся десятых классов. Общественный совет рекомендовал Рособрнадзору создать специальную рабочую группу.
Также было предложено разработать документ, описывающий ясную методологию и подходы по обновлению КИМ ЕГЭ с учетом предстоящего перехода от стандартов 2004 года, на которых государственный экзамен основывается сейчас, на ФГОСы, принятые в 2010—2012 году. В 2022 году ожидается полный переход на новые измерительные материалы, соответствующие последним образовательным стандартам.