Программа по развитию личностного потенциала реализуется в 36 регионах России. За 5 лет по программам повышения квалификации, которые проводят МГПУ и региональные институты развития образования, обучились 1293 управленческие команды школ, детских садов и организаций дополнительного образования (как правило, в них входят руководители, их заместители, педагоги-психологи, методисты). Все они подготовили по итогам обучения и в настоящее время реализуют управленческие проекты создания личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС). Важно, чтобы в такой системной проектной работе участвовали и педагоги.
Поэтому в Программе по развитию личностного потенциала предусмотрено обучение региональных преподавателей, которые погружают школьных учителей и воспитателей детских садов в контексты и ценности Программы по развитию личностного потенциала, знакомят их с учебно-методическими материалами Благотворительного фонда «Вклад в будущее» и помогают каждой образовательной организации в создании ЛРОС. С 2019 по 2022 годы такую подготовку прошли 677 преподавателей. Сложилось 30 региональных обучающих и сопровождающих команд (РОСК).
В конце 2022 года к Программе по развитию личностного потенциала присоединились школы и детские сады Курской области, также в некоторых регионах появилась необходимость в расширении РОСК. Уже в январе — марте 2023 года 101 преподаватель из 13 регионов прошел онлайн-обучение по программе повышения квалификации «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций». В этом году оно было рассчитано не только на тех, кто будет работать с педагогами региона, но и на членов РОСК, которые будут вовлекать в Программу по развитию личностного потенциала новые управленческие команды школ и детских садов.
С 30 января по 3 февраля участники онлайн-обучения знакомились с основными идеями Программы по развитию личностного потенциала, концепцией личностного потенциала, практикой развития эмоционального интеллекта, средовым подходом в образовании и особенностями создания среды для личностного развития педагогов и детей. Сотрудники лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Андрей Иоффе и Людмила Бычкова сделали важные акценты на том, как обучать управленческие и педагогические команды стратегическому проектированию,
Анна Данилина — как организовать работу модераторов (специалистов по взаимодействию с группами в ходе обучения).
Межмодульная работа включала в себя несколько вебинаров и самостоятельное изучение дистанционных курсов, среди которых:
- «Развитие образовательной организации: управление изменениями»;
- «Личностное развитие детей при реализации УМК „Школа возможностей“»;
- «Развитие компетенций „4К“ на уроках (занятиях)».
Второй модуль обучения (27 февраля — 3 марта) был посвящен таким вопросам, как мотивация к познанию, внедрение персонализированной модели образования в работу школы, разработка занятий с акцентом на развитии личностного потенциала, создание профессиональных обучающихся сообществ педагогов. В завершении обучения участники представили проекты «Приглашение в Программу» — идеи, как заинтересовать коллег, управленцев и педагогов Программой по развитию личностного потенциала.
Участники высоко оценили организацию и компетентность преподавателей программы повышения квалификации.
«Содержание программы поражает прежде всего своей глубиной: от познания самого себя до грамотного и эффективного управления командой. За этот небольшой промежуток времени произошла моя трансформация и как директора, и как родителя выпускника, и как человека. Столько полезного узнала о развитии личностного потенциала, эмоциональном интеллекте, личностно-развивающей образовательной среде, мотивации. Очень ценной стала информация о профессиональных обучающихся сообществах и об оптимистическом мышлении педагогов. Очень заинтересовали методы персонализированной модели образования. Блочно-модульный конструктор станет моей настольной книгой. Спикеры программы — настоящие профессионалы своего дела, теоретики и практики, умело ведущие за собой и вдохновляющие на новые свершения. <…> Всем коллегам, слушателям курса я также хочу сказать слова благодарности за доброжелательную обстановку, желание делиться опытом и положительные эмоции от совместной работы. Помимо полезных знаний, я получила огромный заряд энергии и стимул к дальнейшей работе», — Юлия Серых, директор МКОУ «Волоконская СОШ имени А. В. Забояркина» Курской области.
«Самым ярким впечатлением стало то, что на занятиях всегда происходит всесторонний охват рассматриваемой проблемы! Есть обратная связь с преподавателями и нашим модератором, позволяющая оперативно решать возникающие вопросы. Еще это очень гибкая программа, в которой можно корректировать круг рассматриваемых вопросов в рамках направления в зависимости от интересов и потребностей (преподавательский и управленческий блок). Здорово, что можно позаимствовать много интересного и доступного методического материала программы, которым можно воспользоваться в дальнейшем. Очень интересно построена схема проведения курсов, была возможность в свободное время просматривать материалы и записи, что немаловажно при плотном графике работы. Доступность изложения не только в содержательном плане, но и живой диалог с аудиторией — еще один потрясающий момент. Живо, интересно, по-настоящему мобильно!» — Наталья Крыжская, доцент Курского института развития образования.