31 марта 2021 года прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования», организованная Лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ и Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».
Конференцию открыли Пётр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», и Екатерина Хаустова, руководитель Программы по развитию личностного потенциала.
Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, академик РАО, выступил с лекцией «Развитие личностного потенциала как антропологический поворот: от мира вещей — к миру лиц». Спикер сделал акцент на том, что сегодня необходимо рассматривать человека и, в частности, педагога не как специалиста, предметника, оказывающего образовательную услугу, а как личность во всем многообразии ее проявлений. В современном мире, по мнению академика, нужно понимать, что по-настоящему важен человек, а не технология, его неповторимый путь, а не навязанный рейтинг. Поэтому представляет интерес Программа по развитию личностного потенциала, которая готовит людей к личностному выбору, открытию новых горизонтов.
Программа по развитию личностного потенциала: первые результаты
Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ, и Елена Дирюгина, руководитель направления «Методология и оценка» Программы по развитию личностного потенциала, предложили участникам обсудить первые итоги реализации Программы. Елена Георгиевна поделилась результатами исследования, которое показало следующее: педагоги — участники Программы — обладают высокой внутренней мотивацией, направляющим стилем педагогического общения, активной жизненной позицией и другими характеристиками высокоразвитого личностного потенциала, что позитивно влияет на учеников. У детей, занимающихся по методикам Программы, по мере взросления повышается уровень развития критического мышления, улучшаются навыки коммуникации и кооперации (в сравнении со сверстниками, которые по этим методикам не обучаются).
Инесса Шуйкова, ректор Института развития образования Липецкой области, отметила позитивное влияние Программы на регион: развивается кадровый потенциал, распространяются успешные педагогические практики, в школах и детских садах меняется образовательная среда. Педагоги, по словам Инессы Анатольевны, перестали быть просто трансляторами знаний. Они развиваются личностно, используют эффективные приемы работы, дают ученикам мотивирующую обратную связь.
Гульнара Гарипова, директор Пушкинского пролицея № 78 (г. Набережные Челны), рассказала о слаженной работе педагогов и позитивном изменении образовательной деятельности, а Лариса Уголькова, учитель начальных классов гимназии № 19 (г. Калуга), поделилась опытом использования методических материалов Программы.
Программа по развитию личностного потенциала: идеи и приемы
На панельной дискуссии «Почему важны инвестиции в личностное развитие педагогов?» успешными практиками развития личностного потенциала обменялись Дмитрий Сизарев, руководитель направления «Разработка» Программы по развитию личностного потенциала, Татьяна Зарипова, официальный представитель Международного Эриксоновского Университета коучинга (г. Казань), Андрей Савченко, заместитель директора Полесской школы, и Светлана Каймакова, заместитель директора школы № 3 (г. Ярославль).
На параллельном треке конференции Светлана Тришкина, менеджер по обучению и развитию Программы по развитию личностного потенциала, и Людмила Бычкова, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ, предложили для обсуждения вопрос: кто является драйверами изменений в образовательных организациях?
Альбина Кораблева, проректор Института развития образования Ярославской области, полагает, что совершенствовать мастерство педагогов помогает институт наставничества. Лилия Орлова, программный директор «Точки кипения» Казанского государственного энергетического университета, объяснила, почему в образовательной организации может быть полезен коуч-наставник. Его задача — помогать людям и поддерживать их в том, чтобы они взяли на себя ответственность за собственное обучение и развитие.
Фаина Быстрова, педагог-психолог детского сада № 170 (г. Ярославль), поделилась мнением о том, что драйвером позитивных изменений в детском саду может стать профессиональное обучающееся сообщество педагогов, которое работает сразу в нескольких направлениях, таких как развитие образовательной среды, сопровождение программы «Социально-эмоциональное развитие дошкольников», командообразование сотрудников и вовлечение родителей в деятельность организации дошкольного образования.
Образовательная среда детского сада и развитие ребенкаСергей Головачев, директор Полесской школы (Калининградская обл.), представил опыт работы школьных тьюторов и отметил: «Драйвером изменений в образовательной организации является в первую очередь человек, который постоянно учится сам».
Дмитрий Сизарев и сотрудники Центра защиты прав и интересов детей Ольга Мелентьева и Роман Дубровский в рамках сессии «Совместный проект» обсудили методики социально-эмоционального развития ребенка в работе педагогов-психологов.
Педагоги дошкольных организаций провели мастер-класс «Личностно-развивающая образовательная среда в детском саду: как наполнить среду возможностями?» Организатором события стала Анна Данилина, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ.
Елена Ралюк, руководитель детского сада «Журавушка» — структурного подразделения гимназии «Универс» (г. Красноярск), перечислила важные принципы образовательной среды детского сада: незавершенность (возможность что-то доделать, достроить), расширение (свобода смотреть с разных точек зрения), приспособленное к трансформациям пространство, сочетание взрослой и детской эстетики.
Любовь Киндирова, воспитатель детского сада № 102 «Терем-теремок» (г. Калуга), рассказала о мастер-классах и праздниках для педагогов, детей и родителей, театральной студии, изобразительной деятельности как средствах социально-эмоционального развития.
Наталия Петрушова, Екатерина Закирова и Елена Иванова, сотрудники средней школы поселка Ярославка, представили так называемые поддерживающие ресурсы по развитию социально-эмоционального интеллекта: художественную литературу и мультфильмы для детей, специальные книги и видеолекторий для родителей, курсы и упражнения для педагогов — все эти ресурсы, по словам участников мастер-класса, помогают достигать позитивных результатов.
Конкурс проектов и прикладных исследований «Школа Реальных Дел»
Татьяна Сухогузова, учитель МАОУ «Лицей народной дипломатии» (г. Сыктывкар), и ученики лицея в своей презентации осветили итоги участия в «Школе Реальных Дел» — конкурсе проектов и прикладных исследований школьников и студентов. Отличительная черта конкурса состоит в том, что компании-работодатели предлагают командам актуальные кейсы. Ученики Лицея народной дипломатии спроектировали исследование, в основе которого описание хода организации и результатов тестирования приложения «Мой Выбор» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Как подростки видят для себя задачу самоопределения, какие поддержка и помощь от школы были бы им полезны на этом пути. Ответы на эти вопросы стали основными в исследовании.
Специальные сессии Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»
Два специальных трека были посвящены обсуждению того, как цифровые навыки и финансовая грамотность влияют на развитие личностного потенциала. В дискуссии приняли участие сотрудники Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Екатерина Хаустова, Екатерина Граф, директор по цифровым технологиям, и Дария Сатикова, руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции».
Заключительным событием конференции стало интервью с детскими писателями Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак. Ведущий интервью Пётр Положевец обсудил с гостями интересную тему «Что нужно, чтобы школа стала мечтой для ребенка?» Предлагаем вашему вниманию несколько ключевых высказываний.
Детские писатели о школе-мечте
Евгения Пастернак отметила: «Мы, взрослые, очень не хотим заниматься тем, чем не хотим заниматься. У каждого из нас есть рутина, которая нам не нравится. Но у детей в школе тоже должно быть определенное количество этой рутины, которой они должны заниматься, чтобы формировать себя, чтобы одерживать победу над собой. Но должно быть и какое-то абсолютное счастье в школе, которое должно эту рутину уравновешивать».
«Через некоторое время школа станет местом, где перестанут давать рыбу и станут давать удочки… Мы не должны учить фактам, мы должны учить овладевать методиками», — сказал Андрей Жвалевский.
И, наконец, прозвучала мысль, которая так близка идеям Программы по развитию личностного потенциала: «Учитель — это личность, которая зажигает!..»