Сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик по роду своей деятельности знакомятся с самыми разными образовательными и культурными практиками в Москве и за ее пределам — опыт участия в этих событиях они готовы представить в новостной ленте университетского сайта.
«Случайный опыт сентября» — дайджест сентябрьских событий Александры Никитиной, ведущего научного сотрудника лСКОП института системных проектов МГПУ.
Можно ответственно выбирать события, которые кажутся нам интересными, можно аккуратно посещать то, что считается значимым, а можно просто следовать логике собственной жизни и переживать опыт, который тебе предназначен судьбой. Вот такой путь рискну Вам представить.
Опыт 1.
Закрыта кафедра эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования
С 1 сентября прекратила своё существование кафедра, созданная в конце прошлого века Марией Анатольевной Фоминовой. Двадцать лет своего существования кафедра создавала уникальные курсы повышения квалификации учителей Мировой художественной культуры, музыки, педагогов дополнительного образования в области театра и киноискусства. Силами кафедры в МИОО был создан киноклуб, проводились Московская олимпиада и конкурс проектов по МХК, конкурс «Каждый класс хор», фестиваль рекламы, фестивали детской театральной педагогики «Пролог-Весна» и «Маленький спектакль», конференции «Дети-театр-образование» и «Педагогика искусства». Сотрудники кафедры руководили московскими экспериментальными площадками модернизации художественного образования. Силами сотрудников кафедры было подготовлено и издано более 50-ти учебно-методических пособий, которыми пользуются учителя всё России.
Сегодня формально сотрудников кафедры ничто не связывает, но некоторые проекты продолжают жить на общественных началах. В ноябре 2017 года планируется проведение «Чтений памяти Л.А.Сулержицкого», в январе фестиваль «Маленький спектакль», в мае фестиваль «Пролог-Весна».
Для кого: для педагогов образовательной области «Искусство» и воспитанников театральных студий
Где: неизвестно
Когда: уточняется
Сайты: http://pediskus.ru/ и http://prolog-vesna.ru/
Опыт 2.
ПиР или Фестиваль «Практики развития» 2017
«Настоящее будущее: прошлое. Истоки и традиции. Миры образования» — так назывался в этом году первый день ПиРа. Все другие дни будут посвящены образованию в бизнесе, а первый — просто образованию.
Как написано в программе события:
- Первая половина дня — уроки из школьного расписания
- Вторая половина дня — университетские лекции (основная тема — истоки практик развития)
- Вечер — мастер-классы про «образование во взрослой жизни»
- Ночь — вечерние форматы знакомств участников ПиРа.
В оздоровительном комплексе «Клязьма» шумно, празднично, на каждом углу столики с образовательными играми и непонятными образовательными товарами. Меня поразили пазлы для жеребьёвок с инструкциями. Стоят бешеных денег, и предназначены, видимо, для очень богатых частных школ, где просто нарисовать на бумажках груши, яблоки и апельсины или разрезать открытку не комильфо. Но есть и полезные тренажёры для детей и учителей.
В каждом зале, а их 14, — мастер-классы. Каждый выбирает что хочет, как это и бывает за пиршественным столом, и потому где-то так густо, что не вздохнуть, а где-то пусто и одиноко.
В баре сидят те, кто уже нашли образовательных партнёров своей мечты — философствуют или заключают договора.
В каждом фойе камеры, папарацци, берут интервью, снимают процессы.
ПиР — праздник образования для состоятельных. Всё тут недёшево, но красиво, и содержательного немало.
Фестиваль проводит ОТУМКа (Открытый Тренерский Университет Марка Кукушкина) — проект, возникший в 2002 году как проект подготовки бизнес-тренеров и одновременно формат профессионального общения. Вот уже шестой год в начале сентября Университет проводит образовательный фестиваль ПиР на Клязьме, и даты этого фестиваля приурочены ко дню рождения организатора — Марка Кукушкина.
Для кого: для педагогов, тьюторов, коучей и бизнес-тренеров
Где: оздоровительный комплекс «Клязьма»
Когда: ежегодно 2−7 сентября
Опыт 3.
«ДоброКруг. Добро вокруг»
Вовлечение — подготовка — сопровождение — мотивация — поощрение — такие пять ключей предлагаются московским организациям, работающим с волонтёрами.
Одинцовский район, осенняя красота, и активные, достаточно продуктивные тренинги с 9-ти утра до поздней ночи.
Ресурсный центр «Мосволонтёр» Комитета общественных связей города Москвы с 15 по 17 сентября 2017 года провел трёхдневный семинар. Организации самые разные — общеобразовательные школы, которым вменили в обязанность развивать волонтёрскую работу, благотворительные фонды, опекающие людей, попавших в трудные жизненные ситуации, и сосем немного организаций культуры и образования, которые готовы готовить волонтёров к культурно-образовательной деятельности и нуждающихся в волонтёрской менеджерской помощи.
Вместе с полезными и отработанными техниками странные формальные практики, например, волонтёрские книжки, которые, с одной стороны, делают работу волонтёра вроде бы уже и не бескорыстной, а, с другой стороны, пока не предполагают для волонтёра почти никаких реальных благ.
Но общение участников после семинара очень активно, и эта активность только разрастается. Может вырасти что-то полезное.
Для кого: для волонтёров и тех, кто нуждается в волонтёрской помощи.
Когда: постоянно
Сайт: Душевная Москва
Опыт 4.
Социокультурная просветительская программа «Сказочный мир»
18 сентября в помещении Союза женщин России камерный музыкальный театр Эль Арт провёл презентацию ресурсного центра в рамках социокультурной просветительской программы «Сказочный мир». Художественный руководитель театра и автор программы Элеонора Валентиновна Шумилова рассказала о пятилетнем опыте проведения Всероссийского театрального фестиваля спектаклей малых форм, адресованных детям. Социальная задача программы — выявить коллективы и выбрать качественные спектакли, которые могут приезжать в гости к детям, которые не могут сами пойти в театр. Камерные спектакли должны иметь возможность приехать в больницу, интернат закрытого типа, в приют, в колонию.
Программа предполагает также обучение социальных работников и сотрудников театров основам театральной педагогики. Свою задачу авторы программы видят в том, чтобы через театр приобщить детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, к искусству, культуре, к чтению.
Участники встречи договорились сообща пополнять образовательный ресурс программы и встречаться для обмена опытом один раз в квартал.
Для кого: для социальных работников и сотрудником камерных театральных команд
Где: Союз женщин России, Глинищевский переулок, д. 6
Когда: в течение года
Опыт 5.
Открыт сезон в Московском областном ТЮЗе
Открытие сезона случилось, собственно, 30 августа, но будем считать это сентябрьским событием, тем более, что премьерный спектакль «Винни-Пух» в постановке Юрия Алесина несколько раз прошёл и в сентябре. И вот в одном событии — два.
Спектакль «Винни-Пух», где все герои — участники джазового ансамбля и одновременно большие мягкие игрушки. Тут на роскошном Дубе-стародубе поспевают вместо желудей электрические лампочки, а Кристофер Робин — настоящий живой мальчик, который завтра уходит из детской в школу. Здесь дорога из сказочного леса в серые будни и обратно для героев и для зрителей проходит через нору под корнями и через высокое дупло.
И открытие сезона, который словами культовой песенки самого популярного спектакля этого театра «Леди совершенство» обещает зрителям «ветер перемен»: открытие зрительского клуба, обсуждения спектаклей, семинары для педагогов.
Для кого: для детей и взрослых, которым интересно общение с театром.
Где: МогТЮЗ
Когда: весь театральный сезон
Опыт 6.
Премьерный показ спектакля «Спасти Супербелку!» в ЦДР
Маленькая театральная команда осуществила в Центре режиссуры и драматургии спектакль «Спасти Супербелку» по повести Кейт Ди Камилло «Флора и Одиссей» в переводе Ольги Варшавер.
Первый показ сезона состоялся 16 сентября.
Спектакль неожиданный — сделан как комикс, где картинки и тексты проецируются на декорации, а артисты становятся их живой частью. Художники-мультипликаторы силят прямо тут на сцене и на наших глазах складывают из бумаги какие-то удивительные пазлы, которые тут же возникают на сцене. Не совсем театр, и не совсем мультипликация, и не совсем книжка, но что-то очень обаятельное.
А ещё это история про книжки! Про то, как мама хочет, чтобы дочь читала классику, сама пишет любовные романы, а дочь читает комиксы и ими руководствуется в своей непростой подростковой жизни. Но это, конечно, и про отношения детей и родителей. Без соплей, легко, но в то же время честно, и серьёзно.
Для кого: для младших подростков, для родителей, для учителей, которые не боятся живой жизни и современного искусства.
Где: в ЦДР на станции метро Сокол
Когда: весь сезон, согласно репертуару театра
Опыт 7.
Семинар «Учимся обсуждать спектакли» АНО «Пролог» Московского общественного центра театральной педагогики и Детского музея «Дом семейных традиций»
Со 2 по 6 сентября проходила первая сессия семинара, посвящённого искусству обсуждать спектакли с юными зрителями. К семинару могли и могут присоединиться все, кому интересная тема, и кто готов отдать некоторое количество своего времени для того, чтобы овладеть несколькими техниками обсуждений: «шапка вопросов», «блиц-интервью», «обсуждение-рисование», «обсуждение через игру и тренинг», «безоценочное обсуждение», «контекстное обсуждение». Тренеры — Александра Никитина, Юлия Рыбакова, Татьяна Климова, Михаил Быков. Эксперты — Ольга Шевнина, Ольга Андрейкина.
Для кого: для взрослых, которым интересно, что думают их дети об искусстве
Где: в Детском музее «Дом семейных традиций» и на других площадках
Когда: весь театральный сезон