День детских изобретений отмечался 17 января. Московские школьники постоянно придумывают и реализуют собственные интересные проекты. Газетеа «Пресса в образовании» пообщалась с молодыми изобретателями.
«Ребенок-изобретатель, ребенок-разработчик в московском образовании — не редкость, а системное явление. В предпрофессиональных инженерных, медицинских и ИТ-классах школьники в обязательном порядке разрабатывают технологические устройства или проводят наукоемкие исследования под руководством опытных наставников — педагогов ведущих вузов страны. Это помогает имне только реализовать себя, прикоснуться к миру инноваций и научно-технического творчества, но и погрузиться в академическую среду, а значит, заранее узнать, что ждет их в вузах. Многие школьники после выпуска продолжают работу над проектами, которую начали в 10−11-мклассах», — делится мнением Антон Марко, заместитель директора Института развития профильного обучения МГПУ.
Прогресс не стоит на месте. Уже сегодня на вопросы нам отвечают умные устройства, тексты может написать искусственный интеллект, а убрать в квартире может небольшой робот. За каждым изобретением, которое сегодня для нас стало уже обыденностью, стоит человек или целая команда ученых. В московских школах обучается немало ребят, которые тоже реализуют собственные интересные проекты. И кто знает, возможно, в будущем мы будем пользоваться именно их разработками.
Ученик 9-го класса школы № 1591 Иван Леонтьев придумал прототип ветрогенератора для территорий с малой ветровой нагрузкой. «Я использовал форму ветроколеса, но выбрал наиболее эффективную конструкцию. После тестирования стандартных ветроколес с двумя, тремя и четырьмя лопастями я решил попробовать ротор, основанный на спирали Архимеда, — рассказывает он.
На 3D-принтере юный изобретатель сначала напечатал маленькую модель, потом увеличил масштаб, постоянно делая расчеты. По итогам измерений выходило так, что такой ротор наиболее эффективен для условий малого ветра, — то есть движение ветроколеса происходило даже при скорости ветра 1−2 метра в секунду. А это очень актуально для отдаленных точек нашей страны, куда трудно провести линию электропередачи, или для частных хозяйств, где нет сильных ветров. Моя установка может стать для них выходом из положения", — объясняет подросток.
Иван не только собрал конструкцию, но и доказал, что выбранная форма ветрокрыла вписывается в ландшафт и не оказывает пагубного влияния на миграцию птиц, не создает помехи радиоволнам. «А еще ее удобнее ремонтировать, она тише в работе и не мешает визуальному восприятию местности», — говорит он. Планы на будущее у Ивана Леонтьева большие: он хочет воплотить в жизнь свой проект и собрать модель ветроколеса в реальную величину — размер установки примерно метр на метр.
Умного робота-уборщика придумали ученики школы № 1560 «Лидер» Игорь Зоркин, Владислав Егоров и Тимофей Мозаченко. Их устройство способно убирать улицы и дворы города. При этом ребята не просто собрали самого робота, но и разработали для него программное обеспечение. «Наш робот может мониторить порученный ему участок территории и следить за его чистотой круглосуточно, — говорит один из авторов проекта Игорь Зоркин. Устройство создавали на основе конструктора VEX EDR и 3D-принтера. — Корпус сделан из стальных деталей, сзади и спереди стоят парктроники, благодаря чему наш прототип может автономно двигаться по маршруту, а по краям у него четыре мотора, амортизаторы и прорезиненные гусеницы».
Ученик 10-го класса школы № 641 имени Сергея Есенина Сергей Хранцкевич изобрел умный корректор осанки. Подобрав материал и электронные компоненты для прототипа, он распечатал на 3D-принтере корпус и поместил в него электронную схему с гироскопом. «Свой прототип я протестировал в работе. Есть еще над чем работать, но благодаря тесту я смог понять, как мне автоматизировать контроль осанки, в том числе и для людей с отклонениями по слуху», — делится своими задумками школьник. В будущем, по словам изобретателя, он планирует разработать приложение, в котором можно будет посмотреть данные о своей осанке и скорректировать ее в зависимости от полученных показателей.
Необычного робота придумала и ученица инженерного класса Бауманской инженерной школы № 1580 Ксения Фролова. Она разработала устройство, которое следит за здоровьем человека, напоминает про лекарства и выдает их через специальное окошко в корпусе, а при необходимости подключает родственников по видеосвязи. Управляется робот через мобильное приложение — его тоже создала школьница. Ксения рассказала, что изначально делала устройство для пожилых людей, но сейчас понимает, что оно будет полезно всем.
Источник: «Пресса в образовании«
Фото: пресс-служба Департамента образования и науки