Top.Mail.Ru

Школьная территория: центр жизни или огороженная пустота?

В последние годы Москву захватила реновация: обновляются парки, скверы, набережные, дворовые территории. Без сомнения, все эти общественные пространства города находятся в свободном пользовании жителей и должны быть максимально комфортными для них. Однако, существует ещё одна общественная зона, определить возможности доступа и использования которой несколько проблематично: школьная территория.

Является ли она достоянием школы или должна быть открыта для досуга и отдыха всех желающих?

Должна ли она быть пустующим пространством или должна иметь спортивную и рекреативную зону?

Какой видят школьную территорию обычные горожане и чего от неё хотят?

На эти вопросы постаралась ответить Лаборатория образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ. С ноября 2017 по июнь 2018 года сотрудники лаборатории Елена Иванова, Екатерина Барсукова и Оксана Нестерова провели исследование, в котором участвовали 8 школьных комплексов из 7 районов Москвы. Разделив работу на два этапа — наблюдение и опрос — сотрудники оценили загруженность школьных территорий и качество их визуальной коммуникации, а также узнали мнение случайных прохожих и родителей школьников относительно их удовлетворенности школьными территориями. Для максимально объективной оценки исследование проводилось без предварительного предупреждения администрации и охраны.

Исходная точка

Изначальное представление о том, как должен выглядеть школьный двор, сформировалось еще в 1930-х годах: школьная территория использовалась для проведения уроков физкультуры, естествознания, труда, военного дела и ботаники. Не останавливалась жизнь на ней и после уроков: на площадки для игры в футбол, волейбол и даже крокет, располагавшиеся на школьном дворе, все желающие могли приходить в любое время!

Однако повышение уровня тревожности в обществе, связанное с угрозой терроризма и многими другими причинами, привело к тому, что в наши дни обычная московская школа в глазах прохожего, не имеющего отношения к образовательному процессу, стала бесконечным черным забором.

Между тем, в дневное время на территории школ каждый может заниматься спортом, гулять с детьми и без них. Однако многие горожане не знают об этом, воспринимая школу как закрытую изолированную территорию. Почему так происходит и нужно ли это менять?

Наблюдение

Сказать, что школа намеренно закрывает примыкающую к ней территорию, было бы неверно, ведь она действительно предпринимает попытки общаться с городом, организовывать на своей территории различные мероприятия. Примером этому могут быть разнообразные объявления о мероприятиях на территории школы или о доступе жителей на её территорию. Однако часто они остаются совершенно незамеченными из-за низкого качества исполнения этих объявлений или размещения их на устаревших, не привлекающих внимание конструкциях.

Другой проблемой является обход школьной территории: человеку, не знающему местности, приходится наугад обходить школьный двор, ведь расположение калиток нигде не указано.

С ориентацией на местности связана ещё одна проблема: плохое качество городской навигации. Бело-синие таблички, призванные упростить нахождение дороги, нередко лишь путают горожан. Размещая в центре информационного указателя номер образовательного комплекса и его название, его создатели забывают о том, что разглядеть адрес, написанный ниже мелким шрифтом, порой бывает очень сложно. К курьезным ситуациям приводит ещё и то, что тип объекта, его особенности и номер площадки на навигационном знаке не уточняются, а ведь за несколькими одинаковыми названиями скрываются разные здания детских садов, начальной и средней школы.

Опрос

Выявленные проблемы в определённой степени объясняют результаты, полученные в ходе опроса жителей города (199 анкет) и родителей школьников (406 анкет). Далее будут приведены результаты опроса по наиболее значимым для исследования темам.

Вы знаете, у какого здания мы стоим?

Несмотря на выделенный исследователями недостаток городской навигации, подавляющее большинство (87%) горожан, принявших участие в уличном опросе, точно определяют школьное здание по внешнему виду, не сомневаясь в его принадлежности даже при полном отсутствии навигации на улице.

Вы замечаете навигационные знаки?

Показательно, что почти треть всех участников опроса не замечают навигационные знаки, а ведь навигация — один из способов пространства разговаривать с человеком. Это свидетельствует о том, что горожане не замечают дискомфорта, так как привыкли к такому положению дел и к другим средствам ориентации. Самодельные плакаты и объявления, размещенные на территории школы, по словам опрошенных, они не замечают вовсе. А ведь это именно тот формат, с помощью которого школа пытается общаться с городом и его жителями.

Как часто Вы бываете на территории школы? С какой целью ее посещаете?

Отвечая на вопрос о причине посещения школьной территории, респонденты разделились на три основные группы:

  • родители школьников, посещающие школьные мероприятия;
  • прохожие, в жизни которых школа не выполняет никакой определенной функции;
  • социально активные родители, участвующие в различных образовательных программах и иных мероприятиях, реализуемых в школе.

Причины посещения школьного двора каждой группой были вполне предсказуемы. Родители провожают и встречают детей, приходят на собрания и иные мероприятия; прохожие не часто и не регулярно прогуливаются по территории или проходят сквозь школьный двор; социально активные родители не ограничиваются исключительно жизнью детей и участвуют в различных мероприятиях, проходящих на территории школы.

Какой должна быть, на Ваш взгляд, школьная территория?

Роль школы в жизни каждой из групп определяет её взгляд на то, какой должна быть школьная территория. Тем не менее, большинство респондентов (78,9% среди родителей и 51,5% среди прохожих) ответило, что школьный двор должен быть закрыт для всех, кроме учителей, учеников и родителей.

Вторым по популярности стало мнение, что школа должна быть открытой для досуга и отдыха (14,8% родителей и 32% прохожих).

Очень немногие из опрошенных видят территорию школы открытой для сквозного прохода — лишь 15% прохожих и 6% родителей.

Таким образом, тенденция закрытия школьной территории и самого здания от посторонних в глазах общества является оправданной. Граждане воспринимают школу как изолированную территорию, и большинство хотят сохранить её такой.

Что бы Вас привлекло посетить школу и ее территорию?

Самые популярные ответы на этот вопрос среди прохожих, не имеющих отношения к школе: «спортивные программы» (31%) и «ничего» (27%).

Родители относятся в школе не так отстраненно, отмечая, что они готовы посещать различные праздники и мероприятия (59,1%), а также заниматься спортом (35%).

Наиболее востребованные по результатам опроса функции школьной территории — игровая площадка, спортивная зона, образовательное пространство. Однако в большинстве школ есть все вышеперечисленное, но многие просто не знают, что пользоваться ими могут все желающие.

Выводы

Школьные территории обладают высоким потенциалом как для самой образовательной организации, так и для жителей окрестных микрорайонов. Сегодня большинство школьных дворов открыто в дневное время для всех, являясь безопасным пространством для детей и молодежи. Однако многие горожане не знают об этом, воспринимая школу как изолированную территорию.

Необходимо планомерно решать вопросы по реновации школьных территорий в сторону открытости, сохраняя уровень безопасности. Обращая внимание на редизайн, функциональность и многозадачность, навигационную доступность и увеличение разных видов активности, школа и её территория смогут стать центром социальной жизни горожан.

Узнать больше о результатах исследования, проведенного Лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ, вы можете во втором выпуске сборника «UniverCity: Города и Университеты».

Иванова Е., Барсукова Е., Нестерова Е. Школьная территория: центр социальной жизни или огороженная пустота? // UniverCity: Города и Университеты / Под ред. С.Н. Вачковой. — М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. — С. 47−70. — (вып.2).

Статья была опубликована 20 августа 2019 года на образовательном портале ActivityEdu.

Источник фото: https://stroi.mos.ru/



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»

Главные новости