Руководитель кафедры биологии и физиологии человека Сергей Суматохин 14 мая принял участие в проекте «Педагогическая перезагрузка», который направлен на помощь педагогам школ в организации учебного процесса онлайн.
Эксперты МГПУ обобщили опыт, полученный за два месяца онлайн обучения, и теперь в серии специальных вебинаров активно делятся своими находками и решениями образовательных задач в эпоху дистанта.
Сергей Суматохин провел вебинар «Биологическое образование в школе цифрового века». Система массового образования столкнулась с беспрецедентным вызовом, когда единственную проверенную веками очную образовательную модель стало использовать невозможно.
В рамках онлайн-семинара спикер затронул актуальные вопросы позитивной социализации в условиях дистанционного обучения, уделил внимание особенностям цифровизации образовательного процесса, рассказал об особенностях трансформации биологического образования в цифровом веке.
Вебинар прошел в интерактивном формате: представителям педагогического сообщества из разных городов, присоединившимся к семинару, были предложены задания, подразумевающие активное взаимодействие и непосредственное участие в обсуждении.
Презентация спикера вебинара доступна по ссылке, а ниже вы можете ознакомиться с видеозаписью и ключевыми тезисами.
Ключевые тезисы выступления:
◼ Отставание учителей, работающих в цифровом пространстве, от тех, кто в нем родился, — драма цифрового века. Школьники и учителя используют интернет по-разному.
◼ Из-за того, что современное поколение проводит больше трети жизни в интернете, происходит сближение реальной и цифровой личности.
◼ Цифровая социализация — процесс присвоения человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн-контекстах и формирующего его цифровую личность как часть реальной.
◼ Существует ряд рисков, связанных с социализацией в интернете: столкновение с опасной информацией, возможность интернет-зависимости, девальвация нравственности, вытеснение и ограничение традиционных форм общения и другие.
◼ Важным условием развития биологического образования в условиях цифрового века являются учителя, которые могут эффективно использовать новые технологии.
◼ Профессиональные IT-умения учителя биологии: осведомленность в разнообразии предметных средств и приложений и умениях их использовать при обучении биологии, использование IT для организации взаимодействия, управления проектной деятельностью, а также создание основанных на IT сообществ учащихся для изучения биологии.
◼ В 21 веке задачей образование становится формирование активного ученика, умеющего и любящего узнавать новое. При обучении необходимо выработать навыки, позволяющие использовать биологическое знание в жизни. Важно применять открытые задания, которые не имеют очевидных решений.
◼ Компетенции естественнонаучной грамотности, которыми должен овладеть обучающийся: научное объяснение биологических явлений, применение методов биологического исследования, использование научных доказательств для формулировки выводов.
◼ Совершенствование биологического образования в цифровом веке предполагает системное изменение методики обучения и оценивания образовательных результатов.