Глобальные тренды в образовании требуют от учителя новой дидактики, дизайна учебного занятия и проектного обучения. Об этом заявила на международной педагогической конференции «Открытая школа в глобальном мире» доктор педагогических наук, директор института непрерывного образования МГПУ Марина Шалашова.
К шести основным мировым трендам в образовании, по ее словам, относятся: цифровизация, персонализация, глобализация, проектное обучение, смешанное обучение и навыки XXI века.
«Мы с ностальгией вспоминаем, какое хорошее, передовое образование у нас в стране было раньше. И это правда. Но школа сегодня иная. Жизнь другая. Мир другой: глобальный, открытый. Дети другие, мы называем их цифровые аборигены, — отметила Марина Шалашова. — У нас те же проблемы, что и в других странах мира: все тренды образования в пандемию внезапно стали вызовами. Поэтому нам всем нужны не „правильные“, а продуктивные решения».
Эксперт считает, что форма обучения должна быть смешанной. «Нужен новый дизайн урока: не говорящая голова в экране для тридцати детей, а сочетание традиционных форм с элементами онлайн-обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и тому подобное», — заявила Шалашова.
Она привела статистику американской аналитической компании HolonIQ, касающуюся цифровизации образования. Согласно данным исследования, образование в мире «недооцифровано»: сейчас чуть менее 4% урока в мире используют технологические инструменты в обучении. Однако в ближайшие пять лет эта доля увеличится на 12,2%.
Директор института непрерывного образования МГПУ, кроме прочего, охарактеризовала профиль современного учителя. Он должен обладать семью компетенциями: педагогического дизайнера, игромастера, координатора проектов, аналитика, тьютора, наставника и фасилитатора. Эти позиции уходят корнями в персонализацию обучения, основными условиями которой являются вариативность, субъектная позиция ученика и учителя, деятельностный, а не пассивный формат освоения содержимого, а также проекты и исследования, то есть совместный поиск решений.
Один из участников конференции, директор по коммуникациям международной EdTech-компании GoStudent Дмитрий Дригайло заявил «Газете.Ru», комментируя выступление Шалашовой, что полностью разделяет ее мнение. По его словам, в современных реалиях педагог уже давно не является просто лектором и проводником девиза «делай как я», а выступает в качестве наставника.
«Собственно, популярность онлайн-тьюторинга как раз и обусловлена возможностью получить индивидуальный подход с применением „мощностей“ искусственного интеллекта, технологических новаций, в том числе элементов виртуальной реальности, а также геймификации. Не „рассовать знания“, а научить думать, анализировать, применять их. И тьюторы — провайдеры платной образовательной услуги — постоянно находятся в поиске новых методов, нового дизайна, новых источников», — объяснил он.