24 марта российская Ассоциация исследователей образования (АИО) стала членом Европейской ассоциации исследователей образования (EERA). Это вступление открывает российским ученым из сферы образования новые возможности для участия в мировых конкурсах и семинарах, для доступа к грантам и, в целом, для более плотной интеграции в мировое исследовательское сообщество.
Европейская ассоциация существует с 1994 года, базируется в Берлине и объединяет 35 национальных союзов ученых, исследующих проблемы образования.
Российской Ассоциации исследователей образования всего год, она была официально зарегистрирована в январе 2017 года. Учредителями Ассоциации выступили лидеры ведущих научно-исследовательских организаций, представляющих НИУ ВШЭ, Московский городской педагогический университет и Московский государственный психолого-педагогический университет. В Совет Ассоциации, который является коллегиальным органом управления, также входят эксперты и руководители из РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург), Казанского федерального университета, НГПУ им. К. Минина (Нижний Новгород), Сибирского федерального университета.
В АИО более ста официальных членов. Ассоциация активно развивается, предлагая
потенциальным участникам и исследователям два вида членства: полное — для
заявителей, соответствующих критериям, отражающим их научную и публикационную
активности; и ассоциированное членство — для остальных исследователей.
Цели Ассоциации исследователей образования — поддержка сетевого
взаимодействия исследователей в области образования, разработка стандартов
профессиональной практики в области науки об образовании и закрепление статуса
научной экспертизы как необходимого условия осуществления исследовательской
деятельности и государственной политики в сфере образования.
Главные задачи деятельности АИО — обеспечение постоянной профессиональной и публичной коммуникации исследователей образования внутри страны, поддержка молодых ученых и представление российской науки об образовании на международной арене.
Европейская ассоциация (EERA) заявляет о «свободном и открытом диалоге и критической дискуссии» ученых из разных стран. Российским партнерам она обещает расширение профессиональных связей для реализации общих проектов, участие в специальных мероприятиях для молодых ученых, а также в ряде других мероприятий (со специальными членскими скидками и привилегиями, например, каждый член АИО получает скидку 50% на участие в ежегодной конференции ECER, собирающей более 3000 исследователей со всего мира), скидки на профильные подписные издания и облегченный доступ к широкому кругу информационно-аналитических материалов.
«По сути, вступление российской ассоциации в европейскую было лишь вопросом
времени, потому что мы следуем общим принципам и решаем одни задачи, —
комментирует научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин. —
Кстати, и в „европейском“ масштабе наша национальная ассоциация выглядит солидно. Она основана вузами, которые вместе составляют ядро исследований российского образования. 70% публикаций в этой области, проиндексированных WoS и Scopus, — это работы сотрудников, аспирантов, студентов этой „большой тройки“. Суммарно у нас более 20 тысяч студентов и двух тысяч преподавателей».
Вступление в Европейскую ассоциацию — отличная возможность делиться с мировым профессиональным сообществом колоссальными материалами об образовании, которые созданы российскими исследователями, а также — это поддержка ученых и руководителей, которые придерживаются доказательного подхода в исследованиях и измерениях в сфере образования.