«Быть родителем — большая работа по пониманию задач и целей», — утверждает Николай Веракса, главный научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО.
Николай Евгеньевич рассказал «Мелу», почему всё, что происходит с ребёнком в семье и в социуме в дошкольном возрасте, — чрезвычайно важно. Дело в том, что шаг, который делает ребёнок в дошкольный период, гораздо больше шагов, которые он делает в дальнейшем. Дошкольный период закладывает в человека основы восприятия, нравственности, понимания, ответственности и многого другого, значение чего очень трудно переоценить. Именно поэтому дошкольный возраст можно назвать стратегическим.
«Однако проблема в том, что общество только начинает осознавать: чем меньше ребёнок, тем больше ответственность взрослого при взаимодействии с ним. В этом смысле наша система образования перевёрнута с ног на голову. Чем старше дети — тем больше зарплата у педагога, тем лучше у него образование, тем больше обсуждается образовательная программа и так далее. А должно быть наоборот.
Для того чтобы работать с маленькими детьми, уровень образования и культуры педагога должен быть очень высок. Выше, чем у педагогов, работающих со студентами и аспирантами. Потому что ответственности больше. А у нас и во всём мире наоборот".
Педагоги дают детям много того, чего родители дать не могут. Они поддерживают развитие детей в самых разных сферах, организуют условия для реализации различных видов детской деятельности. Однако только совместными усилиями педагогов и родителей можно помочь ребенку уверенно пройти дошкольный период. В чем же при этом заключается главная задача родителей? Николай Веракса с уверенностью отвечает:
«Привить ребёнку любовь к музыке, любовь к книге, любовь к физическим упражнениям, увидеть эстетику человеческих отношений и общения. Сейчас идёт огрубление нравов, безответственное общение. Люди думают, что любой произносимый ими текст совершенен. Привить любовь к культуре в самом широком смысле — родительская задача».
Об особенностях раннего обучения, использовании гаджетов, рекомендованной литературе для родителей и многом другом читайте в интервью сотрудника лаборатории развития ребенка.