Одна из важнейших задач современного образования — не просто дать знания подрастающему поколению, но и объединить их умения и таланты с возможностью получить перспективную профессию. Сегодня столичные учебные учреждения предлагают множество программ для детей и подростков, поэтому каждый может попробовать свои силы в медицине, IT, робототехнике и других специальностях. Исполняющий обязанности директора Института развития профильного обучения МГПУ Михаил Силантьев рассказали Информационному Центру Правительства Москвы, какие образовательные направления становятся наиболее востребованными у молодежи и как школы и колледжи помогают юным горожанам в получении актуальной профессии.
— Школьники могут выбрать предпрофессиональные классы, чтобы сделать первые шаги в сторону будущей карьеры. Какие направления предлагают тем, кто хочет получить профессию будущего? Чем программы в школах отличаются от программ в колледжах?
Михаил Силантьев: Предпрофессиональное образование в школах — это осознанный выбор будущей карьеры еще до выпускного. Благодаря новому стандарту, утвержденному в этом учебном году, оно позволяет школьникам глубоко погрузиться в будущую профессию.
Предпрофессиональные классы открыты по следующим направлениям: медицинское, инженерное, предпринимательское, психолого-педагогическое, медиа и ИТ. Метапредметный подход учебной программы позволяет ученикам не только получить углубленные знания по профильным предметам и базовые навыки будущей профессии, но и погрузиться в исследовательскую деятельность: создавать проекты, участвовать в конференциях и делать первые шаги в науку.
Среднее профессиональное и предпрофессиональное образование — два разных образовательных трека, которые открываются перед школьником после девятого класса. Подросток, который поступает в колледж, ориентирован на получение конкретной рабочей специальности, востребованной в той или иной отрасли, и гарантированный быстрый карьерный старт. В предпрофессиональные 10−11 классы идут дети, которые в дальнейшем рассчитывают на получение высшего образования в выбранном направлении, но при этом хотят еще в школе получить максимальный объем фундаментальных знаний, которые пригодятся в вузе, и совершить осознанный профессиональный выбор.
— Как образовательные учреждения сотрудничают с действующими компаниями и вузами? Каким образом школьники и студенты колледжей могут применить свои знания на практике или приобрести дополнительные навыки в профильных учреждениях?
Михаил Силантьев: Предпрофессиональные классы открыты в 70% московских школ. В число партнеров предпрофессионального образования входят более 50 вузов и научных организаций столицы, свыше 40 колледжей и более 200 предприятий и учреждений разных отраслей.
Важно отметить, что в соответствии с новым стандартом предпрофессионального образования в учебных планах детей нет дублирующих тем: в школах, колледжах и вузах они изучают разные аспекты выбранных профессий. Программы органично дополняют друг друга, и нагрузка школьника остается сбалансированной.
В школе ученики предпрофессиональных классов углубленно изучают профильные предметы и проходят спецкурсы для получения первых практических навыков.
Обучение в колледжах помогает будущим профессионалам увидеть все уровни выбранной сферы: рабочие процессы, задачи и потребности всех их участников. Более того, по окончании обучения в колледже ученик получает свидетельство о профессии, которое может помочь при трудоустройстве.
На площадках отраслевых партнеров школьники могут увидеть изнутри, как устроена работа в отрасли, и завести первые полезные знакомства. А свои исследования ребята могут представить на научно-практических конференциях. Статус победителя или призера этих позволит получить дополнительные баллы к результатам единого государственного экзамена при поступлении в вуз.
Источник: Информационный Центр Правительства Москвы
Фото: МГПУ