Top.Mail.Ru

РИА Новости: как учиться в городе и у города

Жизнь в мегаполисах стремительно меняется. Они предоставляют все больше возможностей для развития и образования каждому жителю. Как городская инфраструктура может стать частью образовательной среды и насколько полноценно её используют, рассказали журналистам РИА Новости специалисты Московского городского педагогического университета.

«Городская среда» всегда была предметом изучения урбанистики, экономики, социологии, антропологии и других наук. Однако в настоящее время все более востребованными становятся направления ее исследования, связанные с образованием.

В начале 2021 года сотрудники Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ провели исследование, где оценили посещение педагогами и школьниками различных городских объектов в образовательных целях.

В ходе исследования стало понятно, что набор мест, куда регулярно ходят учителя со своими подопечными, и в которые активно рекомендуют ходить коллегам, достаточно ограничен. Опрошенные педагоги выбирают в основном известные и «раскрученные» заведения. Так, из более чем 400 музеев Москвы респонденты назвали только 47, т. е. около 10% возможных. Касаемо московских театров, результаты оказались еще более скромными. Из более чем 200 театров было названо менее 10%.

В целом же, рассказывая о своих предпочтениях, учителя перечислили 185 объектов города Москвы. Среди них были музеи, театры, парки, фабрики и другие. Чаще всего упоминались Государственный музей-заповедник «Царицыно» (58 раз), Музей-заповедник «Коломенское» (40 раз). Среди естественно-научных музеев на первом месте оказался Дарвиновский музей (назван 19 раз). Достаточно хорошо известны учителям Музей космонавтики (16 упоминаний) и Музей Великой Отечественной войны (15 упоминаний).

В отличие от учителей, в вопросе выбора образовательного досуга для своих детей, родители предпочли парки, спортивные секции и клубы. По данным исследования МГПУ, их посещают по несколько раз в месяц более половины ответивших.

Если говорить об учреждениях культуры, то тут родители в большинстве случаев выбирают музеи. Их посещают два и более раз в год 80% ответивших. На втором месте в списке предпочтений расположились театры. Два и более раз в год их посещают 68% ответивших родителей.

Среди городских объектов, куда родители ходят с детьми в образовательных целях, были также названы городские лагеря, зоопарк, фестивали, квесты, прогулки с биологами и вообще прогулки по городу. Наиболее запоминающимися образовательными событиями родители назвали мастер-классы, экскурсии, лагеря и спектакли. Любопытно, но оказалось, что реже всего родители с детьми выбирают посещение домов творчества и библиотек. Вариант «никогда не посещаем» выбрали 44% и 30% опрошенных соответственно.

По мнению специалистов МГПУ, и детям, и родителям, и педагогам не нужно ограничивать себя только признанными местами досуга и образования. Любой городской объект может стать образовательным, если к процессу подойти творчески, побуждая к любознательности, задавая вопросы себе и окружающему миру.

Сейчас в Москве идет активная реконструкция парковых зон в жилых районах, не обошел этот процесс и мой район. На информационном плакате о ремонте было заявлено, что будет отремонтировано 4 голубятни. «Неужели у нас в микрорайоне столько голубятен?» — удивилась я. Исследовательская прогулка показала, что все голубятни, знакомые мне с детства, живы, «работают» и радуют жителей. Так рождается исследовательский интерес, вопросы, порождающие поиск и анализ информации.

Екатерина Асонова, заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Как отметила исследователь, такая деятельность для нее привычна, но для школьника интерес к городскому пространству может и должен стать образовательным ресурсом. Именно этому и обязана способствовать исследовательская работа МГПУ.

Мы учим задавать вопросы к городскому пространству таким образом, чтобы буквально любой объект мог стать образовательным ресурсом. Учим этому педагогов московских школ на курсах повышения квалификации и в рамках обучения на программе магистерской подготовки «Педагог-исследователь городской среды». Стараемся внедрить такой подход в работу школьных учителей, вузовских преподавателей, музейных педагогов, библиотекарей, работающих с детьми, встречаясь с ними на Школе образовательной урбанистики.

Анастасия Россинская, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Важность такого взаимодействия отмечают и в музеях. Как объяснили представители Музея космонавтики, они имеют большой совместный опыт в части разработки и реализации музейно-образовательных проектов. По их словам, методики и практики Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ помогают специалистам музея грамотно подойти к изучению образовательного запроса от школы, выстраиванию эффективной коммуникации с участниками образовательного процесса, разработке и реализации музейно-образовательных проектов, а также оценке их эффективности.

Музеи и школы сегодня являются надёжными партнёрами, успешно реализующими различные образовательные программы. Но для эффективного взаимодействия таких институтов необходимо присутствие еще одного участника — высшего учебного заведения, способного выступить экспертом, опытным исследователем и специалистом.

Альфред Вардазарян, заведующий отделом научной популяризации Музея космонавтики в Москве.

Как утверждают сотрудники МГПУ, их исследовательская работа не имеет прямого воздействия на городское пространство, объекты или горожан, но уже сейчас заметно, как идеи прорастают в работе коллег, как создаваемое профессиональное сообщество поддерживает друг друга и развивает свой потенциал.

Смотреть лонгрид на сайте РИА Новости


Персоны



Студентка МГПУ стала победителем конкурса «Твой Ход в науку»


23 декабря 2024 г.


Студентка института иностранных языков Ольга Гаптарь заняла первое место во Всероссийском студенческом проекте с исследованием «Граффити как средство самовыражения и социализации молодежи: потенциал и перспективы»

Вадим Ковригин: «черный маркетинг» обманывает клиентов хуже обвеса и обсчета


23 декабря 2024 г.


Заместитель директора института экономики, управления и права МГПУ рассказал, как магазины заставляют нас делать необдуманные покупки