Что такое образовательный маршрут и образовательный квартал? Как их планировать? На сайте РИА Новости вышел материал, подготовленный при поддержке Лаборатории образовательных инфраструктур МГПУ
Образовательный маршрут — это путь передвижения ребенка в пространстве города, который построен исходя из его запросов. На маршрут и «образовательную программу» влияет возраст: чем старше дети, тем их путь разнообразнее, сложнее и насыщеннее.
Город — объемный и доступный источник информации, живущий и меняющийся вместе с нами. Образовательные маршруты старшеклассников позволяют увидеть, оценить и в дальнейшем использовать потенциал современного города в образовательных целях и научить ребят самостоятельно искать источники знаний и вдохновения в повседневной жизни.
Екатерина Барсукова, младший научный сотрудник Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Если ребенок живет и учится в мегаполисе, эксперты рекомендуют составлять образовательный маршрут не для всего города, а для отдельного района или квартала, так называемый «образовательный квартал».
Первый шаг — это создание карты образовательных ресурсов района с интерактивными возможностями. Можно, например, начать со списка кружков и секций или сразу построить индивидуальный, ежедневный маршрут школьника. При этом стоит продумать наиболее безопасный и эргономичный путь.
Еще «образовательный квартал» подразумевает использование ресурсов культурных и спортивных организаций, таких как библиотека, театр, стадион и других, а также разных образовательных форматов, например, квесты, экскурсии, кулинарные мастер-классы, организация мероприятий.
Для максимальной эффективности, по словам специалистов МГПУ, можно включать детей в социальные, городские проекты: волонтерство, добрососедство, помощь пожилым и нуждающимся людям, озеленение территории и другое.
Изучая передвижение детей по району, мы можем составить когнитивную карту городского благополучия, определить образовательный потенциал разных мест, узнать о неформальных и потенциально опасных пространствах. Почти все объекты городской инфраструктуры могут иметь образовательный потенциал.
Елена Иванова, заведующая Лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат психологических наук
Кроме того, школьники на протяжении своего образовательного маршрута должны чувствовать себя комфортно и безопасно: необходимы локации, удовлетворяющие потребности детей в еде, тепле, отдыхе и общении.
Сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Разработка и внедрение модели университетского центра экспертизы практик формального и неформального образования для развития социокультурной среды города» провели воркшопы, на которых педагоги и ученики московских школ разрабатывали и проектировали свои собственные образовательные маршруты и кварталы.
Учителя работали над составлением образовательного маршрута в группах. Большинство педагогов для проектирования выбирали тему патриотического воспитания и краеведения.
Разработка педагогами образовательных маршрутов для учеников — отличная возможность посмотреть под другим углом на образовательный потенциал города, его возможности.
Наталья Буканова, директор ГБОУ «Школа № 1516» (Москва), участник воркшопа
В результате участия в воркшопе учителя стали больше устраивать экскурсии и выходы за переделы школы для изучения учебной программы. Помимо этого, педагоги выступили на Международном симпозиуме «Образование и город: практики соучаствующего проектирования» с представлением результатов своей работы и планированием будущих проектов по образовательным маршрутам.
Образовательные маршруты, построенные детьми, помогают педагогу посмотреть на городскую среду в контексте возраста ее пользователей, увидеть возможности городского пространства для решения образовательных задач.
Ирина Виноградова, ведущий научный сотрудник Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат психологических наук
Что касается школьников, то многие из них нарисовали образовательный маршрут по теме «Здоровый образ жизни» — 20 работ из 49. Дети упоминали не только спорт и просвещение, но и вкусовые привычки, прогулки на свежем воздухе, удовольствие от созерцания природы, а также личную гигиену. Как отметили эксперты, ученики чаще всего рисовали карту не своего района, а своей жизни.
Кроме того, проведение подобных воркшопов и картирование образовательных кварталов, по мнению экспертов МГПУ, очень полезны и помогают понять, каким видят свое образование обучающиеся и насколько педагоги готовы покидать пределы школьного здания, используя образовательный потенциал городской среды.