Top.Mail.Ru

РИА Новости: дорога знаний. Куда ведут образовательные маршруты

Что такое образовательный маршрут и образовательный квартал? Как их планировать? На сайте РИА Новости вышел материал, подготовленный при поддержке Лаборатории образовательных инфраструктур МГПУ

Образовательный маршрут — это путь передвижения ребенка в пространстве города, который построен исходя из его запросов. На маршрут и «образовательную программу» влияет возраст: чем старше дети, тем их путь разнообразнее, сложнее и насыщеннее.

Город — объемный и доступный источник информации, живущий и меняющийся вместе с нами. Образовательные маршруты старшеклассников позволяют увидеть, оценить и в дальнейшем использовать потенциал современного города в образовательных целях и научить ребят самостоятельно искать источники знаний и вдохновения в повседневной жизни.

Екатерина Барсукова, младший научный сотрудник Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ

Если ребенок живет и учится в мегаполисе, эксперты рекомендуют составлять образовательный маршрут не для всего города, а для отдельного района или квартала, так называемый «образовательный квартал».

Первый шаг — это создание карты образовательных ресурсов района с интерактивными возможностями. Можно, например, начать со списка кружков и секций или сразу построить индивидуальный, ежедневный маршрут школьника. При этом стоит продумать наиболее безопасный и эргономичный путь.

Еще «образовательный квартал» подразумевает использование ресурсов культурных и спортивных организаций, таких как библиотека, театр, стадион и других, а также разных образовательных форматов, например, квесты, экскурсии, кулинарные мастер-классы, организация мероприятий.

Для максимальной эффективности, по словам специалистов МГПУ, можно включать детей в социальные, городские проекты: волонтерство, добрососедство, помощь пожилым и нуждающимся людям, озеленение территории и другое.

Изучая передвижение детей по району, мы можем составить когнитивную карту городского благополучия, определить образовательный потенциал разных мест, узнать о неформальных и потенциально опасных пространствах. Почти все объекты городской инфраструктуры могут иметь образовательный потенциал.

Елена Иванова, заведующая Лабораторией образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат психологических наук

Кроме того, школьники на протяжении своего образовательного маршрута должны чувствовать себя комфортно и безопасно: необходимы локации, удовлетворяющие потребности детей в еде, тепле, отдыхе и общении.

Сотрудники лаборатории образовательных инфраструктур Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Разработка и внедрение модели университетского центра экспертизы практик формального и неформального образования для развития социокультурной среды города» провели воркшопы, на которых педагоги и ученики московских школ разрабатывали и проектировали свои собственные образовательные маршруты и кварталы.

Учителя работали над составлением образовательного маршрута в группах. Большинство педагогов для проектирования выбирали тему патриотического воспитания и краеведения.

Разработка педагогами образовательных маршрутов для учеников — отличная возможность посмотреть под другим углом на образовательный потенциал города, его возможности.

Наталья Буканова, директор ГБОУ «Школа № 1516» (Москва), участник воркшопа

В результате участия в воркшопе учителя стали больше устраивать экскурсии и выходы за переделы школы для изучения учебной программы. Помимо этого, педагоги выступили на Международном симпозиуме «Образование и город: практики соучаствующего проектирования» с представлением результатов своей работы и планированием будущих проектов по образовательным маршрутам.

Образовательные маршруты, построенные детьми, помогают педагогу посмотреть на городскую среду в контексте возраста ее пользователей, увидеть возможности городского пространства для решения образовательных задач.

Ирина Виноградова, ведущий научный сотрудник Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, кандидат психологических наук

Что касается школьников, то многие из них нарисовали образовательный маршрут по теме «Здоровый образ жизни» — 20 работ из 49. Дети упоминали не только спорт и просвещение, но и вкусовые привычки, прогулки на свежем воздухе, удовольствие от созерцания природы, а также личную гигиену. Как отметили эксперты, ученики чаще всего рисовали карту не своего района, а своей жизни.

Кроме того, проведение подобных воркшопов и картирование образовательных кварталов, по мнению экспертов МГПУ, очень полезны и помогают понять, каким видят свое образование обучающиеся и насколько педагоги готовы покидать пределы школьного здания, используя образовательный потенциал городской среды.

Читать в источнике


Персоны



Доцент МГПУ Ольга Косибород дирижировала хором, спевшим гимн на Эльбрусе


13 января 2025 г.


Доцент ИКИ МГПУ Ольга Косибород выступила членом жюри фестиваля «Эльбрусский хорофон», в рамках которого гимн России впервые был исполнен на высоте 3500 метров на горе Эльбрус

Надежде Шалимовой присуждена ученая степень доктора филологических наук


13 января 2025 г.


Диссертационный совет по литературоведению поздравляет соискателя с присуждением ученой степени доктора филологических наук