Top.Mail.Ru

Результаты исследования о роли воспитателей в детской игре

В исследовании, результаты которого учёные из МГПУ представили на международной конференции в Португалии, участвовали 34 воспитателя из государственных, частных и благотворительных детсадов. Специалисты изучали спонтанную детскую игру: понимают ли педагоги, насколько это важно, могут ли создать подходящие условия, играть по правилам детей. Выяснилось, что у половины результаты оставляют желать лучшего.

Анна Якшина, автор исследования, младший научный сотрудник лаборатории развития ребёнка, эксперт по детской игре:

В идеале воспитатель должен вживаться в детскую игру как равный партнёр и посредник, уметь развивать её, когда нужно. Хуже, если педагог только наблюдает за детьми, и совсем плохо — если пытается быть режиссёром, диктуя свой сценарий, или вовсе запрещает играть.

Специалисты наблюдали за поведением детей и воспитателя во время игры. Оценивались игрушки, пространство, по чьему сценарию развивается игра, сколько времени она длится и какую роль в ней выполняет педагог. Результаты оценивались по международной шкале «Поддержка детской игры. Дополнение к ECERS-3», и если с наличием материальной базы в детсадах всё обстоит более-менее благополучно, то на этапе участия в игре взрослых обнаружился дефицит этого самого участия. Далеко не все воспитатели умеют играть по чужому сценарию, не навязывая своё мнение, а некоторые вообще не понимают смысла такой игры.

В итоге исследователи увидели совершенно разные подходы воспитателей к игре:

В одной группе дети построили город из кубиков, распределили между собой роли и только включились в игру, как до этого просто наблюдавшая за ними педагог сказала: «Всё собирайте, мы идём на музыку». Конечно, ребята очень расстроились, жаловались, что они «ещё не поиграли», на что воспитатель безапелляционно ответила: «У нас расписание». А в другой группе дети играли в русалочек и воспитатель сразу же включилась в сюжет, помогала делать хвосты и строить подводные домики. А когда увидела, что малыши разыгрались, отодвинула следующее по расписанию занятие и дала своим подопечным закончить игру.

Проблема некоторых педагогов в том, что они не понимают роли спонтанной игры в развитии фантазии и творчества, предпочитая игры, которые «обучают», копируя реальный мир.

Полный материл в источнике


Персоны



В МГПУ завершилась одиннадцатая Школа КВН


21 ноября 2024 г.


По итогам трехдневного обучения от опытных игроков более 30 студентов стали частью сообщества КВН МГПУ

«В сотрудничестве сила»: Анна Данилина о «Школе в ФОКУСе»


21 ноября 2024 г.


Эксперт МГПУ рассказала об итогах сессии методического объединения, прошедшей на конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»