В конце минувшей недели состоялась последняя из серии защит управленческих проектов Программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Напомним, она реализуется совместно с Лабораторией развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ и Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. Замыкающими стали команды образовательных организаций Республики Татарстан, которые представили в онлайн-формате 12 проектов.
Обучение управленческих команд по программе повышения квалификации «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» стартовало в Казани 3 февраля 2020 года и завершилось 17 апреля защитой проектов в рамках Zoom-сессии. В ближайшие годы образовательным организациям предстоит воплотить свои проекты в жизнь.
Перед началом презентаций команды поприветствовал первый заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Ильсур Хадиуллин. Он отметил, что на защите, без сомнения, собрались те, кто крайне заинтересован в развитии своих образовательных организаций. Это 4 городские и 3 сельские школы, сельский лицей и городской пролицей. Также в онлайн-защите проектов приняли участие 2 детских сада (один городской и один сельский).
«Дорогие коллеги, мы очень благодарны вам за то, что несмотря на сложный контекст, вы продолжаете вести проекты! — обратилась к участникам Екатерина Хаустова, руководитель Программы по развитию личностного потенциала. — То, с чего мы начинали обучение — наш разговор о мире неопределенности и изменчивости, — стал в буквальном смысле нашей реальностью. Сейчас тема саморазвития становится еще более актуальной, и наша программа, пожалуй, оказалась одним из „противоядий“ в ситуации кризисов».
Одни из самых интересных проектов
Настоящий лицейский дух, по мнению экспертной комиссии, продемонстрировал Пушкинский пролицей № 78 города Набережные Челны. В основе концепции личностно-развивающей образовательной среды здесь — интерактивный музей «Чувства добрые я лирой пробуждал». Среди направлений работы:
- создание интерактивной цифровой среды «Окошко в мир»;
- книговорот «Живое общение»;
- фотозона «Рядом с Пушкиным»;
- «живые» экспонаты, связанные с пушкинским наследием;
- творческие этюды «Я и мой мир».
Это и многое другое поможет сделать вечные смыслы и ценности созвучными новому поколению, выстроить настоящее взаимопонимание в работе над совместными проектами. А еще собственный «Кодекс ценностей», который был составлен по итогам опроса учеников, и сертификат «Возможностей развития», который помогает находить свою траекторию развития.
На разговор о фундаментальных темах удалось выйти и управленческой команде школы № 6 Набережных Челнов. В ходе исследования текущего состояния образовательной среды возникли вопросы: «А зачем дети ходят в школу? Просто потому, что так надо или?..» Натолкнул на эту мысль показатель «осознанность», уровень которого оказался сравнительно низким. Когда этот вопрос стали обсуждать всем коллективом, педагоги единогласно пришли к выводу, что с этим надо работать. Первым делом решили осовременить ценности и традиции школы, чтобы это было то, что готовы разделить и педагоги, и учащиеся.
Задача создания личностно-развивающей образовательной среды становится поводом для переустройства и формирования новых структур в составе школ — участниц программы. Так, например, лицей № 1 города Зеленодольска открывает отдельную лабораторию с почти созвучным и говорящим названием «РОСТ», а Шеморданский лицей — образовательно-тренинговые площадки.
Управленческие команды уверены: личностно-развивающая образовательная среда — это не только то, что происходит в школьном здании. Поэтому прилегающую территорию в русско-татарской школе № 87 города Казани решили превратить в «Точки притяжения» — комплекс парковых зон для обучения и отдыха. Это будет пространство, где можно сделать реальностью школу полного дня, полезную для здоровья. Будут созданы зоны для продленки и для мастер-классов, фотозона — в её создании, кстати, много помогают родители.
В школе № 22 — Центре образования города Казани родители тоже играют важную роль в создании личностно-развивающей образовательной среды. Например, в ходе исследования её текущего состояния стало понятно, что мамы и папы — самые большие критики, и это ценно! Это значит, что родителям не все равно, где и как учатся их дети, а благодаря этому школа знает, куда и зачем ей расти. Конечно, по словам представителей управленческой команды, текущее состояние образовательного процесса вносит свои коррективы, и сейчас в какой-то степени даже сложнее работать с родителями, но пасовать перед трудностями не стоит. Тем более, что в деле образования и воспитания детей школа и родители по определению союзники.
Результаты
В завершение онлайн-защиты проектов выступили представители экспертной комиссии. Руководитель лаборатории развития личностного потенциала в образовании Института системных проектов МГПУ Андрей Иоффе отметил:
«Самое главное в нашей программе — те живые идеи и новые практики, которые развиваются в школе. Именно на них мы и смотрим в ваших проектах, именно их реализации мы и ждем. Я уверен, что в вашем регионе будет много таких практик».
Продолжил мысль ведущий научный сотрудник лаборатории Александр Моисеев:
«До сегодняшнего дня главной задачей было успешно представить хорошо проведенную проектную работу, теперь начинаются 2,5 года её реализации на практике. Но, пожалуйста, не рассматривайте представленные проекты как высеченные в граните. Меняйте их, если это нужно, потому что они живые и меняются вместе с тем, как под их влиянием меняется работа ваших образовательных организаций».
Именно такую задачу предстоит решать образовательным организациям 10 регионов — участников Программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Пожелаем им удачи!