Top.Mail.Ru

Ребенок плохо говорит и читает: что делать?

Доцент института психологии и комплексной реабилитации Ольга Величенкова стала экспертом выпуска программы «Родительский вопрос» на радио «Комсомольская правда». Главной темой выпуска стал вопрос о трудностях чтения, письма и говорения у детей. Эксперт сразу разграничила схожие термины в области нарушения устной и письменной речи:

Если мы говорим об общественной дискуссии, то слово «дислексия» используют для того, чтобы обозначить проблему с письмом и чтением сразу. Но в профессиональном сообществе немножко другая терминология, и логопеды, нейропсихологи, психологи различают дислексию — нарушение чтения, дисграфию и дизорфографию — нарушение письма. А нормативно-правовая база оперирует вообще совершенно другой терминологией.

Ольга Величенкова уверена, что утверждать о росте количества людей с такими проблемами нельзя: для этого нет достаточного количества статистических данных. Однако представление, что детей с проблемами в обучении и речевыми нарушенями, оправдано.

Мы обладаем изначально генетически предопределенными некими возможностями, которые мы можем потом реализовать лучше или хуже. Лучше или хуже — зависит от условий среды. Любое наше психическое врастает в нас в процессе нашего развития. Сколько в нас вложили, от этого тоже зависит результат, который мы получаем. И этот результат — это наше психическое.

Поэтому на вопрос, испортились ли дети с точки зрения их биологической предопределенности, их возможностей, ответ — однозначно нет. Человечество не портится за двадцать лет, даже если обществу кажется, что все плохо на данный момент. Эксперт также опровергла предположение, что гаджеты могут негативно сказываться на развитии детей.

Совокупно около 600 тысяч детей получают помощь по маршруту «задержка психического развития или интеллектуальная недостаточность» и 68 тысяч детей получают помощь по маршруту «дети с речевыми нарушениями». И при этом помощь оказывается в таком диспропорциональном объеме. Ученый посоветовала родителям обращаться к специалистам заблаговременно. Не стоит ждать тревожных сигналов. Желательно посетить специалиста в возрасте трех лет, пяти лет, семи — перед школой. И обязательно обратиться за помощью, если есть беспокойство по поводу обучения, овладения письмом и чтением.

Кроме того, Ольга Александровна упомянула программы МГПУ, по которым готовят логопедов. Например, в этом году в вузе впервые открылся набор на программу, которая позволяет логопеду работать в составе междисциплинарной бригады, что важно для преодоления многих речевых нарушений.

Полный выпуск доступен на странице радио «Комсомольская правда».

Фото: Freepik


Персоны



«Приоритет-2030»: МГПУ представил результаты работы за 2024 год


13 марта 2025 г.


С 12 по 15 марта вузы-участники программы «Приоритет-2030» представляют результаты своей работы за год и заявляют свои амбиции в виде стратегических технологических проектов

Аспирант МГПУ вошла в ТОП-100 участников проекта Минобрнауки России


13 марта 2025 г.


Аспирант ИПКР Куракина Марина участвует в проекте, направленном на формирование резерва управленческих кадров для государственного управления в сфере науки и высшего образования